Профессор Кабрера своевольный человек, который не терпит никаких возражений (к моему глубокому сожалению), но он столь же увлечен своим делом, как я моим. В течение двух дней он водил меня от камня к камню:
«Look, Eric! Eric, look here![16]»He успевал я рассмотреть один камень, как профессор уже вел меня к следующему. Кабрера очень гордится своей коллекцией: у него около 14 тыс. камней. Большую часть камней в его дом принесли индейцы, а некоторые он нашел сам. В основном они размером с кулак,
Однако меня все время беспокоил вопрос: все ли эти гравировки на камнях настоящие (древние)? И если здесь есть поделки (современные), то знает ли об этом Кабрера? Возможно, он лишь слепая жертва своей излишней доверчивости? Итак, я спросил об этом д-ра Кабреру.
«В деревне, которая находится в 26 км отсюда, живет человек, который делает фальшивые камни, копирует гравюры и пытается продать их мне. Однако по изображению я сразу же понимаю, какие камни настоящие, т. е. древние, а какие поддельные и сделаны, быть может, лишь вчера. В тех случаях, когда я не уверен (такое тоже бывает), я заказываю геологический анализ камня».
Я попросил Кабрера одолжить мне один из тех камней, которые он с уверенностью считает «подлинными». С этим камнем я поехал в крошечное поселение в пустыне к мастеру подделывания камней Базило Ушуйя. Я сказал ему, что куплю один из его камней, если он позволит мне присутствовать при его работе. После долгих препирательств он согласился. В окружении двенадцати его детей мы зашли в хижину. Базило взял из корзины камень размером с кулак, нарисовал на нем карандашом линии и начал обрабатывать камень напильником. Через сорок минут он вручил мне камень с символическим изображением голубя.
«А вы делаете гравюры на камнях размером побольше?» — спросил я. «А то!» — гордо улыбнулся каменщик. «Большие камни в коллекции д-ра Кабрера покрыты изображениями с достаточно сложными историческими мотивами. Откуда вы все это знаете?» — «Из иллюстраций в газетах!»
Может быть, я встретил гения?
Пока джип вез нас обратно в Ику, я начал считать: у Кабрера 14 тыс. камней, а у его соседа — еще 11 тыс. Получается около 25 тыс. камней. Для того чтобы нанести на камень самый примитивный рисунок, схематическое изображение голубя, Базило потребовалось сорок минут. Это была простая работа, не сравнимая с большей частью коллекции Кабрера. Кроме того, в среднем размер камней в коллекции Кабрера составляет около 40 см в диаметре, т. е. на каждом камне помещается почти двадцать таких гравюр, как сделал Базило. К тому же гравюры на камнях в коллекции Кабрера намного интереснее с художественной точки зрения. Туда вложено больше фантазии, и они сделаны более тщательно.
В доме доктора Кабрера в Ике, Перу, в трех комнатах хранятся тысячи выгравированных камней различных размеров и изображены на них птицы, цветы, мифические растения и люди. Камни побольше покрыты столь сложными переплетениями мотивов, что и сам Пикассо на Олимпе не покраснел бы, если бы авторство рисунков на этих камнях приписали бы ему.