Это пересечение с бесчисленными сыновьями богов. Такие члены экипажей кораблей богов не только сотнями присутствуют в мифологиях, они есть и в «официальной», так сказать, серьезной литературе. В кумранских текстах, относящихся ко II тысячелетию до н. э., которые в 1947 г. были найдены в пещерах на горных склонах Мертвого моря, описана настолько поразительная история, что я должен снова упомянуть о ней, поскольку она здесь необходима. Правда, свиток о Ламехе, в котором она изложена, после более чем 2000 лет хранения в пещере поврежден больше, чем тысячу раз взятая в библиотеке книга; время и сырость сделали свое дело. То же, что осталось в виде фрагментов, достаточно интересно. Речь здесь идет не о мифе, а о происшествии, записанном в исторический период. Итак:
Однажды Ламех, отец Ноя, вернулся из путешествия, длившегося более девяти месяцев. Поэтому он был поражен, обнаружив маленького мальчика, который не мог быть от него и совершенно не походил на всю семью. Кто осудит Ламеха, что он обрушился на свою жену Батенош с жестокими упреками. Однако Батенош поклялась всем, что было для нее свято, что семя его, Ламеха, ибо у нее ничего не было ни с каким-нибудь солдатом, ни с чужеземцем, ни с одним из «сыновей небес»:
«О мой господин… клянусь тебе… что твое было семя, от тебя это зачатие и от тебя вырос плод, не от чужеземца, не от стражника, не от одного из сыновей неба…»
Ламех не поверил ни единому слову. Крайне обеспокоенный, он пошел спросить совета у своего отца Мафусаила. Тот выслушал странную историю, задумался, но ничего не надумал, отчего и отправился к мудрому Еноху. Мальчонка-кукушонок в приличной семье заставил глубокого старика совершить дальнее путешествие, нужно было разобраться. Иначе что подумают люди?
Енох выслушал рассказ Мафусаила, что как снег на голову появился мальчик, больше похожий не на человека, а на сына неба; таких, как у него, глаз, волос, кожи в семье не было ни у кого.
Мудрый Енох выслушал все это и отправил Мафусаила в обратный путь с тревожным сообщением, что на Земле над человечеством наступит великий Страшный суд; все живое будет уничтожено, потому что оно поражено скверной и порчей. А своему сыну Ламеху он должен повелеть наречь ребенка именем Ной: маленький Ной избран для того, чтобы стать прародителем всех тех, кто переживет великий Страшный суд.
Поразительно в этой семейной истории то, что несколько раз речь заходила о «сыне небес» как законном родителе, а также то, чтоужеродителям Ноя было известно о предстоящем Всемирном потопе. Но особенно важно то, что это известие Мафусаилу передал тот самый Енох, который вскоре, согласно преданию, исчез в небе на огненной колеснице.
Этот Енох — мой друг, я следую за ним по пятам. У меня особый нюх на загадочные личности, к тому же этот человек вскользь упоминается в Ветхом Завете. Енох не заслуживает того, чтобы от него походя отмахнулись, ведь он автор захватывающей книги. Если бы отцы церкви считали нас, читателей Библии, совершеннолетними, то книга Еноха заняла бы свое место в Книге книг! Однако старая церковь исключила ее из «публичного употребления». Достаточный повод для того, чтобы подружиться с Енохом и снова и снова им заниматься.
Когда узнаёшь, что именно Енох должен сообщить, то старая церковь — со своей точки зрения — сделала правильно, скрыв от нас книгу: она содержит настолько актуальные сведения, что вполне смогла бы выбить из седла Бога Ветхого Завета.
Кто был этот Енох, имя которого на древнееврейском означает «посвященный», «благоразумный», «знающий»?