Да, я действительно предложил во время одного из наших вечерних разговоров раздобыть немного денег для следующей экспедиции, чтобы мир узнал о фантастических открытиях в Эквадоре. Издательский дом ECON мог оплатить расходы, а если бы отказался — я бы нашел другую компанию. Если сеньор Мориц думает, что сам может финансировать собственную экспедицию, это его дело, и я уверен, что у него есть на то свои причины. Но я считаю чрезвычайно несправедливым, что вы меня представили как негодяя, разболтавшего все секреты сеньора Морица. Я не был участником экспедиции 1969-го года и не подписывал документ, который вы мне прислали. Более того, я не имел ни малейшего представления о его существовании. Кстати, я хотел бы поблагодарить за то, что вы прислали мне копию. Как бы то ни было, мы не говорили в Эквадоре о секретности информации. И вам, и сеньору Морицу было известно, что я напишу о подземной системе туннелей — собственно говоря, это и было причиной наших долгих встреч.
Я бы хотел вас попросить, доктор Пенья, — вспомните наши беседы! Вы знаете о моей позиции и позиции Морица в вопросах археологии, а также происхождения и распространения Homo sapiens. Кроме того, вы осведомлены, что Мориц и я знаем намного больше, чем говорим и пишем. Вы помните нашу вторую встречу за ужином? Мориц и я отлично понимали друг друга. По некоторым вопросам мы лишь кивали друг другу в знак согласия, потому что оба прекрасно знали, о чем мы говорим. Как вы думаете, что бы произошло, если бы я опубликовал всю историю? И я не могу понять — особенно после наших встреч, — почему вы оба вдруг стали себя вести, как будто я вас как-то обидел. Мориц хочет «la guerra» (исп. «войны») или даже «norte guerra» (исп. «северную войну»)! Но он ведь хотел открыть широкой публике правду о доисторическом периоде человека. Мне кажется, Мориц должен быть благодарен, что люди говорят не только о его открытиях, но и о нем самом. Я никогда не претендовал на эти открытия, — всегда подчеркивал, что это находка Морица. У него нет причин (Бог знает!) сердиться на меня и мои публикации. Если Хуан Мориц действительно хочет написать и опубликовать книгу одновременно на 30 языках, я ему открыл дорогу. Благодаря моей публикации мир теперь знает, что в Эквадоре существует система туннелей и первооткрыватель знает ее секреты.
Дорогой доктор Пенья, примите, пожалуйста, мои самые теплые пожелания и передайте их сеньору Морицу.
Подпись: Эрих фон Дэникен [24]
Краски сгущаются
Тогда, с 1972 по 1975 год многие упрекали меня в том, что я не стал защищаться от серьезных обвинений. Они сказали, что я ничего не сделал, чтобы пролить свет на правду, вел себя робко и уклонялся от ответственности. Кроме этого, некоторые люди (намеренно) заявляли, что я признался, что никогда не был и в пещерах в Эквадоре. Вздор! На первой же пресс-конференции я четко дал понять, что не был углавного входав подземный мир Хуана Морица, но побывал в боковом туннеле — и представил это на фотографиях. Все факты растворились в небытии, появился текст: «Дэникен признает, что никогда на самом деле не был в пещерах Эквадора». Такие гнусные статьи все еще гуляют по архивам прессы и, конечно же — в Интернете, где каждый может написать все, что хочет, даже абсолютную ложь. Это напоминает мне ведущего телепередачи, желавшего, чтобы его гости отвечали на вопросы только «да» или «нет». Всегда ли можно установить правду ответами «да» или «нет». Возьмите приведенный ниже вопрос и попробуйте ответить на него простым «да» или «нет»:
Вы, наконец, собираетесь перестать бить свою жену каждый вечер?
Да или нет?
Вы понимаете? Выбор «или — или» часто не имеет смысла. Необходимо дополнительное разъяснение. Именно поэтому я решил — в качестве продолжения истории о загадочной металлической библиотеке — наконец-то разрешить спор относительно тех нескольких страниц в книге «Золото богов». И теперь, в конце концов, у меня есть возможность рассказать вам, как я пытался пролить свет на все это дело.