На самом деле это не совсем открытие, потомучтрмы уже давно знали о существовании пещер Лос Тайос (Cuevas de los Tayos). Цель экспедиции — сфотографировать, снять и задокументировать совершенно неизвестную и отрицаемую археологами реальность… Мы также хотим подготовить почву для второй, более масштабной экспедиции, которая найдет доказательства того, что этот заново открытый подземный мир был миром отцов человеческой цивилизации, где они жили и работали… Туннели насчитывают тысячи километров и растягиваются на огромные расстояния под американским континентом, проходя под Кордильерами. Воздух чист и вентиляция отличная. Температура постоянно держится на уровне 20 градусов по Цельсию. Вход расположен на высоте около 1000 метров над уровнем моря и примерно 300 метров ниже горной вершины. При входе в туннель свет факелов и фонарей обнаруживает огромную подземную аллею — около 60 на 80 метров в ширину и где-то от 100 до 120 метров в высоту, она похожа на громадный зал со стенами и потолком, сделанными из искусно вырезанных каменных блоков и панелей. Но это ничто по сравнению с дальнейшим грандиозным участком туннеля… Мы смогли обнаружить многочисленные коридоры, галереи и залы, расходящиеся в разные стороны от главной площади, но еще их не исследовали… [3]
Далее в статье говорилось о расположении входа. От города Куэнка, расположенного в юго-восточной части Эквадора, они на 43 мулах и с местными знающими дорогу проводниками отравились в сторону Эль Пескадо (El Pescado), Трес Копалес (Très Сopales), Ла Еспаранса (La Esperanza) и Ла Унион (La Union) к местной военной базе. Оттуда на каноэ они добрались до Ла Пунтилла (La Puntilla), где река Рио Сантьяго (Rio Santiago) встречается с рекой Рио Коангос (Rio Coangos). Затем шли пешком до небольшого поселения Гуахаре (Guajare). Здесь они установили свой базовый лагерь.
История, освещенная во многих газетах и журналах (я не все здесь упоминаю, их было гораздо больше), стрелой попала мне прямо в сердце. Единственное, чего я хотел, так это узнать об этом побольше. Все вертелось вокруг руководителя экспедиции Хуана Морица. Кто он? Я написал в главную редакцию газетыEl Telegrafов Гуаякиль и попросил сведений! На мое письмо не ответили. Так же, как и на второе, и на третье. Дошли ли они вообще до редакции? Я пытался дозвониться (немного сложный процесс для 1970-х годов, тогда не было автоматической связи с Эквадором). Я попросил поговорить с главным редактором, Джорджем Блинкхорном (Jorge Blinkhorn), автором статьи. Безуспешно. Поскольку в Европе ничего не было напечатано об этой сенсационной экспедиции, я решил: я должен полететь туда сам!
Незабываемая встреча
1 марта 1972 года я вылетел на самолетеAir Franceв Гуаякиль. Я остановился в номере отеля «Атауалпа» (Atahualpa), а затем направился прямиком в редакцию газетыEl Telegrafо.Мне пришлось ее поискать и, в конце концов я оказался перед одним из редакторов, но он не смог (или не захотел) помочь мне. Конечно, они знали сеньора Хуана Морица, но ни у кого не было его адреса. А как насчет адвоката Пеньи, тоже упомянутого в статье? Да, он наверняка знает, как найти Морица. У них был адрес Пеньи, который они мне и дали.
Сеньор доктор Герардо Пенья Матеус встретил меня в своем просторном и довольно прохладном офисе в Гуаякиле. Мне показалось, ему было около 30. Ухоженная внешность и грамотная речь создали впечатление, что ему можно доверять. Через некоторое время он признался, что вместе с Хуаном Морицем прочитал мои первые две книги и они уже обсудили некоторые из моих идей. Я спросил: «Правда ли, вся эта история с экспедицией и подземными пещерами?» Сеньор Пенья кивнул головой и продолжил рассказывать мне, что они смогли исследовать только два входа в пещеры в 1969 году, потому что Хуан Мориц не доверял своему военному сопровождению. Что? «Да», — повторил Пенья; у них было с собой недостаточно провизии, а обстановка становилась все хуже и хуже. В отличие от военных и полицейских офицеров, гражданские в команде не имели оружия. Если бы они случайно наткнулись на что-нибудь ценное, очень может быть, что в компании людей в форме стали опасаться за свою жизнь. Пенья показал мне номер журналаVistazoза декабрь 1969 года. В нем была статья об экспедиции Морица 1969 года. Я спросил, прав ли был Мориц? «Абсолютно!»