В санскрите мы имеем
Jahи
Jaya, или Джаа и Джа-га, и это проливает свет на происхождение знаменитого празднества колесницы Джага-натх, обычно называемого Джаггернаут.
Jahveозначает «существующий», и д-р Шпигель прослеживает даже персидское имя Бога, «Ахура», до корня
ах[
531], который в санскрите произносится
ас — дышать, и поэтому
асусо временем стало синонимом слова «Дух».
[370]Раулинсон горячо поддерживает мнение об арийском или ведийском влиянии на раннюю вавилонскую мифологию. Мы уже дали, несколько страниц назад, наисильнейшие возможные доказательства о тождественности Вишну с Дагоном. То же самое приложимо к имени Ιαω и к его санскритскому корню, который можно проследить во всех странах.
Юили
Иовис — старейшее латинское имя Бога.
«Как мужское он есть
Ю-питерили
Ю, отец, причем «питар» — санскритское слово, означающее «отец»; как женское он есть
Ю-ноили Ю, утешитель, — является финикийским словом, означающим покой и удобство».
[371]Профессор Макс Мюллер доказывает, что хотя и «Диас», небо, не встречается в мужском роде в обычном санскрите, все же встречается в Веде, «и таким образом свидетельствует о раннеарийском поклонении Диасу, греческому Зевсу» («Веда»).
Чтобы понять настоящее и первичное значение термина ΑΩ и причину, почему он стал обозначением наиболее таинственного из всех божеств мы должны искать его происхождение в образной фразеологии всех первобытных народов. Мы должны, прежде всего, обратиться за информацией к наиболее древним источникам. В одной из
Книг Гермеса,например, мы находим, что он говорит, что число ДЕСЯТЬ является матерью души, и что
жизньи
светобъединены в нем. Так как «число 1 (один) родилось от духа, а число 10 (десять) — от материи»;
[372]единство образовало ДЕСЯТЬ, ДЕСЯТЬ образовало единство».
[373]
Каббалистическая
гемантрия, — один из методов извлечения сокрытого смысла из букв, слов и предложений, — арифметична. Она заключается в применении к буквам одного слова того значения, какое они имеют как числа по
внешнейформе, так же как и по их индивидуальному значению. Кроме того, посредством
темуры(другой метод, применяемый каббалистами) можно заставить любое слово выдать свою тайну из его анаграммы. Таким образом, мы находим, что автор «Сефер Иециры», один или два столетия до нашей эры, говорит:
[374]«ОДИН, дух
Алахимовжизней».
[375]Также и на старейших каббалистических диаграммах
десятьсефиротов изображены в виде колес или кругов, и Адам Кадмон, первичный человек, в виде
прямой вертикальнойколонны. «Колеса и серафимы и священные твари»
(chioth), — говорит раввин Акиба.
[376]В другой системе той же самой отрасли символической
«Каббалы»,называемой Атхбах — которая располагает буквы алфавита парами в три ряда — все пары в первом ряду имеют числовую величину
десять,а в системе Симеона Бен Шеты
[377]самой верхней паре — наиболее священной из всех, предшествует пифагорейский шифр, единица и нуль — 10.
Раз мы оценим тот факт, что среди всех древнейших народов наиболее естественной концепцией Первопричины, проявляющейся в своих творениях, которой они не могли не приписать творения всего, была концепция андрогинного божества: что мужское начало считалось животворным невидимым духом, а женское начало — матерью природой, — то мы будем в состоянии понять, как эту таинственную причину стали сначала изображать (вероятно — пиктографически) как комбинацию Альфы и Омеги чисел, десятичную дробь, затем какIAO, трехстороннее имя, содержащее в себе глубокую аллегорию.