Кроме того, согласно профессору Куку получается, что«семьдесят пять лет тому назадлюди не знали, что существует какая-либо разница» между элементарными и сложными субстанциями, ибо в старину алхимикамникогда не приходило в голову,«чтовес есть мера материала,и что по этой мере никакой материал никогда не теряется; но наоборот, они воображали, что в таких экспериментах [156, с. 106], как эти, субстанции подвергаютсятаинственному преображению…Века, короче говоря, «были зря потрачены в напрасных попытках превратить низшие металлы в золото».
Является ли профессор Кук, такой выдающийся фигурой в современной химии, обладающий достаточным знанием, чтобы определить, что алхимики знали или не знали? Вполне ли он уверен, что он понимает алхимический жаргон? Мы не уверены. Но давайте сравним его взгляды, как они выражены выше, с некоторыми сентенциями, написанными на простом и ясном, хотя и старом английском языке из переводов Ван Гельмонта и Парацельса. Мы узнаем из их собственных признании, что алкахест вызывает следующие изменения:
1. Алкахест никогда не разрушаетсеменных свойствтел, которые он растворяет: например, золото его действием превращается в соль золота; сурьма – всоль сурьмы,и т. д. с теми же семенными свойствами или признаками как у твердого оригинала.
2. Объект, подвергнутый его действию, превращается в свои три принципа: соль, серу и ртуть, а потом только в одну соль, которая тогда становится летучей и наконец целиком превращается в чистую воду.
3. Что бы он ни растворял, это может быть сделано летучим песочным нагреванием; и если после растворитель будет оттуда удален перегонкой, то растворенный материал останется в виде чистой пресной воды, но всегда вколичестве, равном исходному материалу».
Далее Ван Гельмонт старший говорит об этой соли, что она растворяет наиболее неподдающиеся тела в субстанции с теми же самыми семенными свойствами,
«равными по весу растворенной материи»;и он добавляет – «Эта соль, будучи несколько раз восстановлена (у Парацельса –
sal circulatum)теряет всю свою стойкость и наконец становится пресной водой,
равной по количествутой соли, из которой она была сделана».
[153]