Что мы полностью расследовали все обвинения и выпады против личности иbonafidesЕ. П. Блаватской и в большинстве случаев признали их совершенно ложными, а в нескольких оставшихся случаях – грубейшими искажениями очевидных фактов.
Зная к тому же, что обвинения в плагиате, отсутствие метода и неточность выдвигаются сейчас и будут выдвигаться и впредь против ее литературной деятельности, мы делаем следующее заявление ради всех собратьев Теософского Общества и для сведения других.
Сочинения Е. П. Блаватской, вследствие ее несовершенного знания английского языка и литературных методов, постоянно пересматривались, переписывались или раскладывались по рукописям, а также корректировались ближайшими «друзьями», которые на данный момент имелись под рукой (некоторые из них время от времени снабжали ее справками, цитатами и давали советы). В результате чего в них закралось много ошибок, пропусков и неточностей.
Труды эти, однако, издавались только лишь для того, чтобы донести до западного мира некоторыеидеи,без всякой претензии с ее стороны на ученость и литературное совершенство.
Чтобы поддержать эти воззрения, приходилось приводить многочисленные цитаты и справки (во многих случаях без всякой возможности проверки с ее стороны), для которых она никогда не требовала ни подлинности, ни глубокого исследования.
Долгое и близкое знакомство с Е. П. Блаватской неизменно убеждало нас, что она трудилась на благо и в назидание Теософского Общества и других, а не ради себя и что она сама придавала мало значения тому, что другие почитали ее «ученостью». Из дальнейших наставлений, полученных нами, мы знаем наверняка, что Е. П. Блаватская обладает гораздо более глубокими знаниями, нежели даже те, что она смогла изложить в своих публичных сочинениях.
Из всех этих соображений логически вытекает, что никакие обвинения не могут подорвать нашу веру в личность иbonafidesЕ. П. Блаватской как учителя. А потому мы впредь не намерены тратить свое время на бесполезные опровержения или отвлекаться от работы на любые выпады больше, чем требуется, чтобы повторить настоящее заявление.
Мы, однако, оставляем за собой право обратиться при необходимости в суд.
Д. Р. С. Мид Эмили Кислингбери
Констанс Вахтмайстер Арчибальд Кейтли Э.
Уолтер Р. Олд Т. Стерди Изабель
Алиса Лейтон Клифер Купер-Оукли Г. А. В.
Лора М. Купер Корин Анни Безант
Клод Ф. Райт
27 мая 1891 г. Британский Совет Эзотерической Секции (состоящий из 12 членов Внутренней Группы и У. Уинн Весткотта и Уильяма Кингсланда) и Уильям К. Джадж (представлявший Американский Совет Эзотерической Секции) созвали заседание в Лондоне для обсуждения будущего Эзотерической Секции после смерти Е. П. Блаватской. Ниже следуют протоколы заседания424:
Восточная Школа Теософии
Всем Членам В[осточной] Ш[колы] Т[еософии].
Пленарное заседание Совета, назначенного Е. П. Блаватской, состоялось 27 мая 1891 г. в штаб-квартире Теософского Общества в Европе, 19, авеню Роад, Лондон, Англия. Члены Американского Совета были представлены братом Уильямом К. Джаджем, обладавшим полными правомочиями. Брат Джадж также присутствовал и как представитель Е. П. Блаватской согласно общей доверенности, выданной, как представлено ниже:
[далее следует текст, приведенный на с. 503.]
Совет одобрил следующий протокол.