В некоей рукописи, написанной Гелунгом (жрецом) Тханго-па Чхе-го-мо, сказано: «Те несколько католических миссионеров, которые посетили нашу страну (под протестом) в прошлом веке и отплатили за наше гостеприимство тем, что подняли наши священные писания на смех, проявили мало благоразумия и еще меньше знания. Это правда, что священный канон тибетцев,«Кахгиюр»и«Бетанхгиюр»,охватывает 1707 отдельных трудов – 1 083 общедоступных и 624 сокровенных тома, причем первые составлены из 350, а последние из 77 томов-фолиантов. Однако можно ли нам смиренно осведомиться у этих добрых миссионеров, удавалось ли им когда-либо хоть мельком взглянуть на вышеупомянутые сокровенные фолианты? И даже если бы они случайно видели их, то я уверяю пандитов Запада, что этих рукописей и фолиантов никогда не понял бы даже прирожденный тибетец без ключа:(а)к их своеобразным письменным знакам, и(б)к их сокровенному значению. В нашей системе каждое описание местности образное, каждое имя и слово – умышленно замаскировано; и сперва следует изучить способ расшифровки, и затем узнавать эквивалентные сокровенные термины и символы почти на каждое слово религиозного языка. Египетская энхориальная или иератическая система – детская игра по сравнению с нашими жреческими загадками».
715
«Chinese Buddhism»,стр. 171.
716
«Буддхи» – санскритский термин, означающий «проницательность» или интеллект (шестой принцип), а «будда»(Buddha)означает «мудрый», «мудрость», также планету Меркурий.
717
Это любопытное противоречие можно найти на стр. 171, 273«Chinese Buddhism».Почтенный автор уверяет своих читателей, что для «философских буддистов... Амитабха Йоши Фо и другие являются ничем иным, как только обозначениями идей» (стр. 236). Совершенно верно. Но таковыми должны быть также и все другие божественные имена, например, Иегова, Аллах и т. д., и если они не являются просто «обозначениями идей», то это только докажет, что умы, которые воспринимают их по-другому, не «философские»; и вовсе не послужит серьезным доказательством тому, что в действительности существуют личные, живые боги, носящие эти имена.
718
Китайский Амитабха (Ву-лианг-шеу) и тибетский Амитабха (Одпаг-мед) ныне уже стали личными богами, правящими и живущими в небесной сфере Сукхавати или Тушита (тибетский Дэвачан), тогда как ади-буддхи индусских философов и амита-будда китайских и тибетских философов представляют собою имена для вселенских, изначальных идей.
719
См.«Theosophist»,март, 1882.
720
Интересна близкая связь двадцати пяти будд (бодхисаттв) с двадцатью пятью таттвами (обусловленными, или ограниченными) индусов.
721
Любопытно отметить великое значение, придаваемое востоковедами далай-ламам Лхассы и их полное невежество в отношении тда-шу (или таши) лам, тогда как последние являются теми, кто начали иерархический ряд воплощений Будды и являютсяde facto«папами» в Тибете; далай-ламы являются творениями Набанг-лоб-Санга, тда-шу ламы, который Сам был шестым воплощением Амиты через Цонг-к'а-па, хотя, кажется, об этом факте знают немногие.
722
Напевное произношение мантры не есть молитва, но скорее магическая фраза, в которой закон оккультной причинности соединяется с волей и деяниями напевающего и зависит от них. Это последовательный ряд санскритских звуков, и когда ее вереница слов и фраз произносится согласно магическим формулам «Атхарваведы», понятным только немногим, то некоторые мантры производят мгновенные и весьма удивительные результаты. По своему эзотерическому значению, она содержит в себе Вак («мистическую речь»), которая пребывает в мангре или вернее, в ее звуках, так как результаты достигаются в соответствии с вибрациями эфира, так или иначе. «Сладкогласными певцами» их прозвали потому, что они были знатоками мантр. Отсюда в Китае возникла легенда, что пение и мелодии Лоханов слышны на заре жрецами в их кельях в монастыре фан-Гуан. (См.«Биография Чи-Каи»в Тян-тай-нанчи.)
723