Он может; но никто кроме материалиста не мог бы сказать почему, ибо нет ни малейшей необходимости для этого, и факты не устанавливают подобную эволюцию, ибо те, кто наиболее заинтересован в доказательствах этого, признаются в своей полной безуспешности найти хотя бы единый факт для подтверждения своей теории. Нет необходимости, чтобы бесчисленные типы жизни представляли собою членов одного прогрессирующего вида. Они есть «результат или продукт разнообразных и различных эволюционных отклонений, случающихся то в одном, то в другом направлении». Потому гораздо справедливее сказать, что обезьяна развилась в четверорукий вид, нежели что первобытный человек – которыйоставался неизменнымв своей человеческой обособленности, со времени открытия в древнейшем слое первого скелета среди ископаемых, и разновидность которого, исключая цвет и тип лица, нигде не была найдена, – произошел и развился от одного предка, общего ему с обезьяной.
Что человек, так же как и другие животные, зарождается в клеточке и развивается «через фазы, неотличимые от стадий рыбы, пресмыкающегося и млекопитающего до тех пор, пока клеточка не достигнет высокого обособленного развития вида четверорукого и, наконец,человеческого типа», является оккультной аксиомой, имеющей за собою давность тысячелетий. Каббалистическая аксиома: «Камень становится растением; растение животным; животное человеком; человек Богом», держится незыблемо на протяжении веков. Геккель в своем труде«Schцpfungsgeschichte»приводит параллельный рисунок, представляющий два эмбриона – эмбрион шестинедельного щенка и эмбрион восьми недельного человека. Оба они, исключая небольшую разницу в строении головы, которая у человека шире и больше вокруг мозга, неотличимы.
«Действительно, мы можем сказать, что каждое человеческое существо проходит через стадию рыбы и пресмыкающегося, прежде чем оно достигнет стадии млекопитающего и, наконец, человека.
Если мы будем рассматривать его в более развитой стадии, когда эмбрион уже прошел через форму пресмыкающегося, то мы увидим, что на продолжительное время линия развития остается такой же, как и у других млекопитающих. Рудиментарные члены совершенно одинаковы, пять пальцев на руках и ногах развиваются точно так же, и сходство
между эмбрионами человека и собаки, после четырехнедельного роста, таково, что почти невозможно различить их. Даже в восьминедельном возрасте, эмбрион человека являет животное с хвостом, едва отличимое от эмбриона щенка».
[589]
Почему же тогда не произвести человека и собаку от одного общего предка или же от пресмыкающегося – нага, вместо того, чтобы сочетать человека с четвероручным? Это было бы настолько же логично, если не больше? Форма и стадии человеческого эмбриона не изменились со времен исторических, и эти метаморфозы были известны Эскулапу и Гиппократу, так же как и Гёксли. Потому, раз каббалисты отметили это еще от времен доисторических, открытие это не ново.
[590]