* Мы отсылаем тех, кто будут рассматривать это утверждение, как дерзость или непочтительность в отношении признанной науки, к труду Д-ра Дж. Хетчинсон Стэрлингэ "As regards Protoplasm", являющемуся защитою Жизненного Принципа против молекуларистов - Гёксли, Тиндаля, Фогта и др., и просим их решить, справедливо или нет сказать, что, хотя научные предпосылки не всегда бывают правильными, тем не менее, они приняты, чтобы восполнить пробел или дыру в каком-либо излюбленном коньке материалистов. Говоря о протоплазме и органах человека, с точки зрения г-на Гёксли, автор говорит: "Итак, вероятно, что касается до какой-либо последовательности силы, формы или субстанции в протоплазме, мы видели достаточно пробелов. Г-н Гёксли сам может явиться свидетелем в этом отношении. Нередко находим мы в его очерках допущения вероятности там, где лишь уверенность была бы уместна. Например, он говорит: "Более, нежели вероятно, что когда растительный мир будет вполне исследован, мы увидим, что все растения обладают теми же силами." Когда заключение так решительно заявляется, то большое разочарование услышать, как здесь, что предпосылки должны быть еще собраны!!... Вот еще одно место, в котором он как бы подрывает свою собственную "основу" под своими же ногами. После того, как он сказал нам, что все формы протоплазмы состоят из углерода, водорода, кислорода и азота "в очень сложном соединении", он продолжает: "этой сложной комбинации, природа которой никогда не была с точностью определена (И), было дано название протеина." Это, со стороны г-на Гёксли, является просто отождествлением протоплазмы с протеином и так как сказанное об этом тем самым справедливо по отношению другого, то следовательно он признает, что природа протоплазмы никогда не была определена с точностью и что в его глазах этот вопрос еще подлежит рассмотрению. Это признание подкреплено также словами: "Если мы употребим этот термин (протеин) с тою осторожностью, которую требует наше сравнительное неведение вещей, которые он представляет"... и так далее (стр. 33 и 34, в изд. 1872 года в ответ г-ну Гёксли, в "Yeast").
Чтоб явить действие Кармы - в периодических обновлениях Вселенной более очевидным и понятным ученику, когда он доходит до происхождения и эволюции человека, он должен просмотреть вместе с нами Эзотерическое воздействие Кармических Циклов на Общемировую Этику. Вопрос в том, имеют-ли эти таинственные подразделения времени, называемые индусами Югами и Кальпами и так изобразительно хбхХос, циклами, кольцами или кругами - греками, какое-либо влияние или прямую связь с человеческою жизнью? Даже экзотерическая философия об'ясняет, что эти вечные циклы времени постоянно возвращаются, периодически и разумно в Пространстве и Вечности. Существуют "Циклы Материи"'") и существуют "Циклы Духовной Эволюции", также расовые, национальные и индивидуальные Циклы. Не разрешитли нам Эзотерическое умозрение более глубокое проникновение в их действия?
Эта мысль прекрасно выражена в очень талантливом научном труде.
"Возможность достижения понимания системы координации, настолько выходящей за пределы человеческих наблюдений в пространстве и времени, является обстоятельством, отмечающим мощь человека подняться над ограничениями изменчивой и непостоянной материи и утверждает его превосходство над всеми бесчувственными и преходящими формами бытия. Существует метод в последовательности событий и в соотношениях сосуществующих вещей, который улавливает человеческий ум; пользуясь этим, как ключом, он пробегает зоны материальной истории прошлого или будущего, которые никогда не могут быть удостоверены опытом человечества. События зарождаются и разворачиваются. Они имеют прошлое, которое связано с их настоящим, и мы испытываем вполне оправданное убеждение что предназначено будущее, которое будет так же связано с настоящим и прошедшим. Эта последовательность и единство истории повторяются на наших глазах во всех постижимых стадиях прогресса. Феномены являют нам основу для обобщения двух законов, которые, истинно, суть принципы научного предвидения и лишь посредством которых человеческий ум проникает в запечатанные рекорды прошлого и в нераскрытые страницы будущего. Первый из них есть закон эволюции или, формулируя это для наших целей, _ закон соответствующих последовательностей или организованной истории в индивидууме, представленный в сменяющихся фазах каждой единичной, назревающей системы результатов... Эти мысли непосредственно вызывают перед нами неизмеримое прошлое и неизмеримое будущее материальной истории. Они как бы открывают горизонт беспредельности и одаряют человеческий интеллект существованием и предвидением, лишенными ограничений времени и пространства и конечной причинности и подымают его к высочайшему понятию Высшего Разума, пребывающего в Вечности"^).
Итак, мы видим знаменитого Гёксли, царя физиологии и биологии, играющим в жмурки с предпосылками и фактами! После этого, что можно ожидать от более "мелкой рыбешки" науки!
* "The Cycles of Matter", оглавление, данное проф. Уинчеллем очерку, написанному в 1860 году.