Пасха, по крайней мере, бывает только раз в год; а Суббота, или Шаббат — каждую неделю. Нам показали суету и панику одной семьи пятничным вечером перед приближением Субботы (хотя идут споры о том, что имел в виду «Бог»). Рохель Яффе сказала, что никак не может выключить плиту, потому что в Субботу нельзя готовить. Кто так решил? Кто-то тысячи лет назад написал тексты Ветхого Завета, и никому не известно, кто именно. «Перед приближением Субботы выключается музыка, видео и компьютер, все одеваются, выходят из дома и поспешают в синагогу», — говорит миссис Яффе. По таблице на дверце серванта она узнала, «сколько осталось до Субботы». «Сейчас 15.53, Суббота наступает в 16.31… 31 плюс 7 — 38 минут, еще 38 минут, должно хватить». Давайте надеяться, что она успеет, а не то Бог ее накажет. Она продолжает готовить пищу во время заката в пятницу? В ад ее! Как только начнется Суббота, муж и мальчики должны будут идти в синагогу, а жена с девочками останутся молиться дома. Ребе Броди сообщает, что с наступлением Субботы запрещено включать свет, отвечать на телефонные звонки или ставить чайник. И мы возвращаемся к ребе Кайе. Я уже заскучал по нему. Он рассказал, что существует «так много различных запретов… нельзя зажигать свет (в течение) Субботы, не разрешается зажигать огонь… (поэтому мы)… не можем садиться за руль, ведь в двигателе происходит сгорание смеси». Как обычно, ребе Кайе не замедлил с подробнейшими пояснениями:
«Нельзя разжигать огонь, но если пламя уже горит… можно не гасить его. Если вы придете ко мне в Субботу, застанете меня сидящим в темноте, подумаете «А, свет выключен — хорошо, мне не нравится, что вы сидите в темноте», включите свет и уйдете, то я буду вынужден покинуть комнату, иначе я воспользуюсь чем-то, что было сделано для меня в Субботу.
Но если я скажу «Джон, давай выпьем, только вот в комнате темновато», а вы скажете «Ничего, я включу свет» и останетесь, то это значит, что свет был включен ради вас. А когда вы затем уходите, и я говорю «Джон, сделай одолжение, не выключай свет», то все в порядке».
Всякий раз, когда мне нужно обойти систему, на помощь приходит ребе Кайе. Как он подчеркнул: «Выключить что-то или включить что-то — это не одно и то же». Создается впечатление, что если бы в словаре ортодоксальных евреев не было слова «нет», то все они постоянно молчали бы. Более того, это же относится ко всем религиям программы Бога, и не говорите мне про южных баптистов. Один из самых странных ритуалов в иудаизме проходит в течение первых восьми дней после смерти родственника. Ортодоксальные евреи должны сидеть на особых низких креслах (почему — не объясняется), а все зеркала в доме закрываются (тоже без пояснений). Ребе Яффе посетил одного беднягу вскоре после смерти его сестры, чтобы порезать ему ножом свитер. Этот обычай идет из истории о том, как Иаков отреагировал на смерть Иосифа, разорвав на себе одежду. Поэтому, тысячи лет спустя, ребе Яффе вытащил свой клинок и прорезал дыру в джемпере этого человека, обмениваясь при этом с ним «священными словами». Подобное должно происходить всякий раз при смерти родственника, к огромной радости легкой промышленности. Я должен также отметить, что эти ребята каждый раз произносили свои «священные молитвы» на удивление поверхностно, и мне на ум приходили слова «попугай» и «заученные фразы». Как будто читали на память таблицу умножения. Единственный забавный ритуал называется пурим, или, как оказалось, кирнем. Тогда евреям разрешено расслабиться, ведь это — мицва от Бога, когда мужчины должны напиваться. Такой закон можно назвать мицва опитейных заведениях. Это был единственный момент во всей серии фильмов, когда участники ритуала не суетились, выбиваясь из дыхания и панически пытаясь выполнить очередной по расписанию закон. После всех предыдущих событий было приятно видеть их отдыхающими и счастливыми, хотя и не долго.