Можно заставить себя выполнять скучную работу в ожидании получения каких-то значимых для вас вещей, можно соблюдать диету, если речь идет о сохранении вашей жизни и т. п. Главное здесь — длина связи и значимость стимула. Если связь очевидна и прозрачна (приготовил пищу — поел), то у любого человека всегда хватит сил для совершения соответствующих действий, если он хоть немного голоден. Если же предварительно вам нужно вымыть груду грязной посуды, сходить в магазин, нарубить дров и растопить печь (и все это в первый раз, пока нет выработанных стереотипов), то вы начнете действовать значительно позже, когда чувство голода станет сильным. Наконец, если вы заблудились в лесу и для того чтобы утолить голод вам надо пройти 100 км (что с точки зрения физической выносливости доступно каждому человеку), то очень возможно, что вы остановитесь на полпути и умрете от голода. Слишком Длинная цепочка лишает наши сознательные действия всякой силы. А в том мире, в котором мы живем, цепочки очень длинны.
Поэтому все действия, которые мы называем сознательными, однообразны и ритуализированы. Цепочка действий, которая приводит нас к конечной цели, постоянно повторяется, что позволяет нам свернуть ее, превратить в ритуал, выполнение которого уже не требует волевых усилий. Мы "втягиваемся в ритм", втягиваемся в буквальном смысле этого слова, заполняя своей энергией некую конструкцию, которую мы сами и создали. Первый день ребенка в школе или первый день солдата в армии очень длинны и очень утомительны. Очень многим кажется, что они просто не в силах вынести такую жизнь. Но проходит время, и все, что требовало усилий, выполняется как бы само собой. То же самое происходит и с нашей работой, и с нашим отдыхом, и с нашей личной жизнью.
В конце концов каждый человек возводит чудовищную по своей абсурдности конструкцию, которая является "распорядком его жизни". В ней прописаны все действия, которые он должен совершать, в ней есть ритуал работы, ритуал дружеского общения, ритуал ухаживания, и все эти действия теперь не требуют от него усилий. Наоборот, если какие-то действия можно не выполнять (что, в принципе, позволяет сэкономить силы), человек переживает это как самую тяжелую обязанность. Разрешите своим сотрудникам работать дома (вариант, который им наверняка кажется очень привлекательным), и уже через пару дней большинство из них (вернее все, сформировавшие "распорядок жизни") будут исправно ходить на работу и отсиживать положенные часы.
При этом чем меньше реальных дел у работника, тем добросовестнее он будет соблюдать ритуал. Ритуал всегда подменяет собой реальные цели и реальные действия, и в этом одна из главных проблем человека. Но субъективно ритуал делает человеческую жизнь очень удобной и комфортной. Поэтому большинство людей стремятся к максимальному «упорядочиванию» жизни. И если им удается это сделать, они считают себя счастливыми людьми. Правда, есть что-то, что всегда тревожит их изнутри, подсказывает, что что-то здесь не так, но прелесть ритуала в том, что он вообще не оставляет времени на недозволенные мысли. И эти люди могут спокойно продолжать свой нелепый и однообразный танец всю свою жизнь. Проблема в том, что «легкость» совершения ритуала — это только иллюзия. Каждый из нас располагает определенным количеством силы, необходимой для совершения сознательных действий, и кроме этого запаса у нас нет никаких других источников. Мы можем использовать ее для совершения произвольных действий, ведущих к намеченной цели. Но мы можем использовать эту силу и для создания ритуала, для соединения звеньев цепочки действий воедино, связав силу с конкретным набором действий, а значит, лишившись возможности произвольно управлять ею.
Если мы довели процесс до конца, если мы сформировали "распорядок жизни", у нас не остается ни грана энергии для того, чтобы что-то изменить в ней.