EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

На Ярилин день пастух обходил стадо, имея при себе замок – чтобы звери не трогали его скот все лето. При падеже скота, над губами павшей животины запирают замок, а потом бросают его в яму вместе с животным. «Неприкосновенность» места выпаса обеспечивается закапыванием в землю замка (до конца летнего выпаса). Чтобы «привязать» скот к дому, уберечь его от зверья, замок подкладывают или закапывают у ворот дома, дверей хлева. Иногда, перегнав животных через открытый замок, его сразу закрывали. Выходящий на пастбище скот защищают от сглаза и порчи: «шоб не сурочили (не сглазили, не изурочили. – Б. М.), замыкали замок, клали, шоб замкнулись языки», «замок замкнутенький – от поганых людей» (Белоруссия). Во избежание перехода удоев молока к чужому скоту, под ноги корове «замок подложат, шоб свое молоко у сэби дэржала». Замыкание замков при переходе скота на первый выгон могло быть обращено против многих врагов: «замыкают ведьме рот, шоб не кусала», «замыкаю усем гадам зубы, губы», «шоб воуку зубы замкнуть», «штоб зверьёв позамукать».
Чтобы коровы ходили одним стадом, вместе, их «запирают» на ключ – «Як скотинку выгоняють, то замкнуть замка и кладуть на порози, коб перэступила чэрэз тэй замок, то уже дружна будэ, одна от одной нэ пойдэ. Замкнёна». Закапывание, замыкание замка при первом выгоне имеет и другие объяснения: «штоб скатина до дому ворочалася с пашы», «штоб не блудила, шоб хадзила ва двор». Замыкание замком предмета (например, «нита» – детали ткацкого станка), обеспечивающего обязательное возвращение скотины домой, имело усилительное значение: «Клали на дверях нит, замком замыкали, шоб она (корова) перешла, шоб скот не блудил, к двору шол», «Замок… под порог хлева кладут, чтоб не было вреда корове». Перед посадкой огородных растений, в углах грядки (скорее всего от сглаза) «втыкали замок».




Болгарские металлические амулеты


ИГЛА (БУЛАВКА). Острая игла, как и ее живое подобие – шип – словно «разреживает» на своем конце отрицательную энергию нечисти. «Единственным возможным средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, которые необходимо иметь при себе и наготове…». В колыбель или в ее дно затыкают иглу, кладут иглу под подушку – от ночницы и прочей нежити. В пеленку, защищая ребенка от духа-богинки, втыкают иглу. Безушей иголкой трижды обводят вокруг подушки, на которой ребенок спит, и оставляют ее где-нибудь в подушке, чтобы оградить его от злого влияния. Чтобы ребенка не сглазили «добрые люди», восхищающие тем, «какой у вас прекрасный мальчик!», втыкают иголку или маленькую булавку ему в рубашку. Чтобы демон «поветрула» не подменила ребенка, в Закарпатье «кладут шпíңку (булавку) коло дитино».
При выходе из дома в особенно опасные из-за нежити дни, в одежду затыкают иголку (иногда, без ушка) – от ведьмы, от чар колдуна. В народе издавно считалось, что воткнутая куда-либо иголка (булавка), полученная от «еретиков» – волхвов, чародеев, лучший оберег от болезней и напастей. «Против сердца две иглы накрест сохраняют от порчи» (Даль В. Пословицы и поговорки русского народа). Для защиты от нечистой силы, сглаза и порчи, беременная женщина всегда носила иглу, воткнутую в одежду.
Для защиты от дурного глаза, в дверной косяк дома, где происходит свадьба, втыкают крест-накрест две крупные иглы. При сборе невесты под венец, весь подол ее платья «натыкали новыми иголками крест-накрест» – от порчи, «чтобы не оприкосили». Для той же цели и саму косу ее завязывали множеством узлов и закалывали булавками (Заонежье). «У невесты иголки и булавки зашпиливали острием вверх, чтобы на свадьбе злой человек не околдовал ее». Иглу с красной нитью невесте затыкали в платье промеж лопаток – от сглаза. На груди рубашки жениха, «в опушку брюк и в ворот рубахи», тоже втыкают иголки (иногда, со сломанными ушками) – чтобы не подействовали чары колдунов.
Страница1...56789...54