«Моя божественная энергия, проявляющая три качества материальной природы, практически всесильна. Однако, предавшись Мне, человек легко покидает пределы ее влияния.» Предаться Кришне означает также предаться Его преданным, ибо никому не дано стать верным слугой Кришны, не сделавшись верным слугой преданнного. Чхадийа ваишнава-сева нистара пайечхе кеба: лишь верой и правдой служа слуге Кришны, можно возвыситься до того, чтобы стать слугой Самого Кришны. Поэтому мать-Парвати обратилась к Читракету, как к капризному ребенку: «Дитя мое, я наказываю тебя, чтобы ты никогда больше так не поступал.» Подобную склонность наказывать своего ребенка мы находим у матери-Яшоды, чьим сыном стал Сам Верховный Господь. Наказывая Кришну, мать-Яшода связывала Его и обещала отстегать прутом. Мать обязана наказывать своего возлюбленного сына, даже если это Сам Всевышний. Следует понять, что мать-Дурга абсолютно справедливо наказала Читракету. Эта кара стала для него благодеянием, поскольку рождение в качестве демона Вритрасура открыло ему прямой путь на Вайкунху.
ТЕКСТ 16
шри-шука увача
эвам шапташ читракетур виманад аварухйа сах прасадайам аса сатим мурдхна намрена бхарата
шри-шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; эвам — так; шаптах — проклятый; читракетух — Читракету; виманат — с воздушного корабля; аварухйа — сойдя; сах — он; прасадайам аса — доставил удовольствие; сатим — Парвати; мурдхна — головой; намрена — склоненной; бхарата — о царь Парикшит.
Шри Шукадева Говами продолжал: мой дорогой царь Парикшит, выслушав проклятие из уст Парвати, Читракету сошел со своего воздушного корабля и склонился перед богиней в смиренном поклоне, чем доставил ей несказанное удовольствие.
ТЕКСТ 17
читракетур увача
пратигрихнами те шапам атмано 'нджалинамбике
деваир мартйайа йат проктам пурва-диштам хи тасйа тат
читракетух увача — царь Читракету сказал; пратигрихнами — я принимаю; те — твое; шапам — проклятие; атманах — сам; анджалина — со сложенными ладонями; амбике — о мать; деваих — полубогами; мартйайа — смертному; йат — которое; проктам — предопределенное; пурва-диштам — установленное заранее в соответствии с прежними делами; хи — конечно; тасйа — его; тат — то.
Читракету сказал: о мать, со сложенными ладонями я принимаю ниспосланное тобою проклятие. Я не стану противиться твоей воле, понимая, что радость и горе, которые полубоги посылают смертному, обусловлены его прежними деяниями.
КОММЕНТАРИЙ: Поскольку Читракету был всей душой предан Господу, проклятие матери-Парвати не могло повергнуть его в отчаяние. Ему было хорошо известно, что все наши горести и радости порождены нашими прежними поступками и ниспосланы даива-нетреной — самим Провидением или отдельными исполнителями воли Верховной Личности. Он знал, что не наносил никакого оскорбления лотосным стопам Господа Шивы или богини Парвати и, тем не менее, понес наказание, которое, несомненно, было предопределено свыше. Поэтому царь не стал противиться судьбе. Преданный по природе своей столь кроток и смирен, что принимает любые повороты своей жизни как Божье благословение. Тат те 'нукампам сусамикшаманах (Бхаг. 10.14.8) От кого бы ни исходило наказание, преданный считает его милостью Господа. Тот, кто пребывает в подобном умонастроении, никого не винит в своих невзгодах, видя в них только расплату за свои прежние грехи. Напротив, по мере очищения в горниле страданий, он все больше привязывается к Верховной Личности Бога. Страдание, таким образом, служит цели очищения.