КОММЕНТАРИЙ: Великий мудрец Майтрея назвал Видуру воином не только потому, что тот принадлежал к роду Куру, но и потому, что Видура жаждал услышать о доблестных деяниях Господа, воплотившегося в образе Варахи и Нрисимхи. Заданные им вопросы касались Господа и потому были достойны преданного. Преданный не проявляет никакого интереса к разговорам на мирские темы. Существует немало произведений, рассказывающих о мирских войнах и сражениях, но преданный не испытывает ни малейшего желания слушать их. Повествования о сражениях, в которых участвует Господь, рассказывают не о войнах, несущих смерть, а о битве за освобождение от оков майи, которая заставляет живое существо снова и снова рождаться и умирать. Иначе говоря, тот, кто с наслаждением слушает произведения, повествующие о ратных подвигах Господа, освобождается из сетей рождения и смерти. Глупые люди считают, что участие Кришны в битве на Курукшетре бросает на Него тень, но они не знают того, что одним Своим присутствием на поле брани Он обеспечил освобождение всем, кто принимал участие в этой битве. По словам Бхишмадевы, все воины, сражавшиеся на Курукшетре, после смерти вернулись в свое изначальное духовное состояние. Поэтому слушание рассказов о сражениях, в которых участвовал Господь, так же благотворно, как и всякая другая форма преданного служения.
ТЕКСТ 6
йайоттанападах путро
мунина гитайарбхаках
мритйох критваива мурдхнй ангхрим
аруроха харех падам
йайа — которым; уттанападах — царя Уттанапады; путрах — сын; мунина — мудрецом; гитайа — воспетый; арбхаках — ребенок; мритйох — смерти; критва — поставив; эва — несомненно; мурдхни — на голову; ангхрим — ногу; аруроха — поднялся; харех — Личности Бога; падам — в обитель.
Слушая мудреца [Нараду], который рассказывал ему о Господе, сын царя Уттанапады [Дхрува] постиг Верховную Личность Бога и вошел в обитель Господа, поправ ногой голову смерти.
КОММЕНТАРИЙ: Когда Махараджа Дхрува, сын царя Уттанапады, оставлял тело, за ним пришли Нанда, Сунанда и другие, чтобы проводить его в царство Бога. Он покинул этот мир, будучи еще молодым, хотя к тому времени он уже занимал трон своего отца и у него были собственные дети. Поскольку подошел его срок покинуть материальный мир, смерть уже поджидала его, но Дхрува не обратил на нее никакого внимания; оставаясь в материальном теле, он взошел на духовный воздушный корабль и отправился прямо на планету Вишну, потому что в свое время общался с мудрецом Нарадой, который рассказывал ему об играх Господа.
ТЕКСТ 7
атхатрапитихасо 'йам
шруто ме варнитах пура
брахмана дева-девена
деванам ануприччхатам
атха — сейчас; атра — об этом; апи — также; итихасах — история; айам — эта; шрутах — услышанная; ме — мной; варнитах — рассказанная; пура — когда-то давно; брахмана — Брахмой; дева-девена — главным полубогом; деванам — полубогов; ануприччхатам — на вопрос.
Рассказ о битве, которая произошла между Господом Вепрем и демоном Хираньякшей, я услышал в давно минувшие времена от главного полубога, Брахмы, когда тот отвечал на вопросы других полубогов.
ТЕКСТ 8
дитир дакшайани кшаттар
маричам кашйапам патим
апатйа-кама чакаме
сандхйайам хрич-чхайардита
дитих — Дити; дакшайани — дочь Дакши; кшаттах — о Видура; маричам — сына Маричи; кашйапам — Кашьяпу; патим — своего мужа; апатйа-кама — охваченная желанием зачать ребенка; чакаме — страстно желая; сандхйайам — вечером; хрит-шайа — желанием физической близости; ардита — измученная.
Как-то вечером дочь Дакши, Дити, истомленная желанием, стала просить своего мужа Кашьяпу, сына Маричи, соединиться с ней, чтобы зачать ребенка.
ТЕКСТ 9
иштвагни-джихвам пайаса
пурушам йаджушам патим
нимлочатй арка асинам
агнй-агаре самахитам
иштва — совершив обряд поклонения; агни — огня; джихвам — языку; пайаса — проведя жертвоприношение; пурушам — Верховной Личности; йаджушам — всех жертвоприношений; патим — владыка; нимлочати — на закате; арке — солнца; асинам — сидя; агни-агаре — в зале для жертвоприношений; самахитам — погруженный в транс.
Солнце клонилось к горизонту, и мудрец, который закончил со вершать жертвоприношение Верховной Личности Бога, Вишну, чьим языком является жертвенный огонь, сидел, погруженный в транс.