Многие учёные уверены, что кроманьонцы были предками современных людей. Не одно поколение антропологов, изучающих их бренные останки, стремиться отыскать на их почерневших от времени костях «прогрессивные» признаки тех, кто пришёл им на смену, — т. е. нас с вами. Однако проследить «судьбы связующую нить» по костям оказалось не просто. Кроманьонцев не раз пытались отожествить с нынешними европейцами, но, в отличие от «лёгких» скелетов современных европейцев, костяки кроманьонцев массивны и грубы. К тому же, по мере возрастания числа доисторических находок, выяснилось, что кроманьонцы были не единственными кандидатами на почётное звание прародителя сапиенса сапиенса (человека дважды разумного). Промежду делом выяснилось, что кроманьонцы были лишь одной из существующих в доисторическое время рас. Всего же этих рас учёные насчитали 17. Многие древние биологические типы людей канули в лету и никакого отношения к «белым», «чёрным» и «жёлтым» людям не имеют. Однако другие древние расы удивительным образом совпадают с современными. Так, например, на территории Эфиопии найдены ископаемые эфиопы, возраст которых 17 000 лет. Кости африканских бушменов пролежали в земле ещё больше. Низкорослые жители Индонезии негритосы заселили Южную Азию 25 000 лет назад и жили там, пока их не вытеснили малайцы. Таким образом, выяснилось, что есть расы очень старые, а есть расы молодые.
Как тут не вспомнить теорию Вейденрайха, что современные расы произошли от угрюмых и обезьяноподобных предшественников, некогда проживавших на той же территории. Он утверждал, что яванский питекантроп в процессе очеловечивания породил австралийцев, а китайский синантроп монголоидов, в том числе и самих китайцев, которые раскопали черепа и кости своего обезьяноподобного прадедушки. Надо отметить логика в построениях Вейденрайха была. Например, синантропа и китайцев сближает лопатообразность верхних резцов и небольшой рост. Однако между неандертальцами и кроманьонцами Европы такого сходства, несмотря на все усилия учёных, обнаружить не удалось. Это и породило так называемую «неандертальскую проблему». Не хочет неандерталец являться нашим предком, каким боком его ни поверни — и всё тут! Как же так, китайцы произошли от двуногой обезьяны, а неандертальский дикарь не смог разродиться европейцем — это же расизм!
Современные учёные, рассуждая о превратностях эволюции, в большей степени склоняются к миграционной теории происхождения людей. «Все из Африки» — говорят они, имея ввиду, и двуногих обезьян и современных людей. Эпохальных исходов из «колыбели» было несколько. Сначала страсть к путешествиям охватила человека выпрямленного, потом неандертальца, а затем и сапиенса. Размышляя о путях-дорогах современного человечества, эволюционисты считают, что во время своего гипотетического марш-броска из Африки и расселения по территории Европы, древние негроиды изменялись и приобретали европеоидные черты: пропорции их скелета укорачивались. Наряду с преобразованием костяка, их кожа депигментировалась, т. е. приобретала светлый оттенок. Дубовые рощи Европы, приятные для глаза ландшафты, прохладный ветерок с Атлантики и нежаркое солнце сказочно преобразили негров в европейцев…
И действительно в Европе находят черепа и кости, на которых заметен негроидный налёт. Так, в 1906 году в Италии, в одном из гротов Гримальди, были найдены два костяка — юноши и женщины, имевшими сходство с современными негроидами. Из-за этого сходства находки получили название «негроиды Гримальди». Но, помимо негроидных черт: широкий нос, выступающие вперёд челюсти, небольшой подбородок, у этих людей прослеживаются черты, характерные для кроманьонцев: удлинённый свод черепа, низкие орбиты, широкое лицо, общая массивность костей. Таким образом, «негроиды Гримальди» являют собой нечто среднее между кроманьонцами и негроидами. Некоторые учёные поспешили выдвинуть предположение, что такая комбинация признаков произошла в результате гибридного смешения двух древних рас: кроманьонской и негроидной. Аналогичное смешение признаков, по мнению этих учёных, носят на себе и другие черепа. Один из таких комбинированных черепов был найден в 1990 году в гроте Комб-Каппель (Франция). Похожие черепа найдены и на территории нынешней Чехословакии.