Взаимоотношения белых медведей и человека непростые. Так в небольшом канадском городке Черчилл, расположенном на берегу Гудзонова залива (его ещё окрестили «столицей белых медведей») можно услышать по радио объявление: «Если вам случилось встретиться с белым медведем нос к носу, не пугайтесь. Не делайте резких движений, ложитесь на землю лицом вниз и притворитесь мёртвым. От этого зависит ваша жизнь». Жители Черчилла никогда не вывешивают за окно продукты — у медведей прекрасное обоняние. Детям не разрешают с наступлением темноты выходить на улицу. Двери домов украшены гвоздями, острые концы которых выходят наружу сантиметров на десять. По улицам ходит патруль, который в случае необходимости может обнаружить и обезвредить белого зверя. Прохожим в тёмное время суток рекомендуют ходить только по освещённым улицам и при этом петь, свистеть или громко говорить — это может отпугнуть медведя. Общественная свалка вынесена далеко за пределы города и окружена почти крепостной стеной. Но и в ней медведи умудряются делать проломы, чтобы поживиться отбросами.
Почему же медведи среди многих городков и населённых пунктов почтили своим вниманием именно Черчилл? Дело в том, что у медведей чёткие маршруты сезонных миграций, а городок лежит как раз на их пути. Когда строился порт, власти и не думали о проблеме белых медведей. А именно здесь, в устье реки Черчилл белые гиганты собираются в ожидании, когда залив замёрзнет, чтобы продолжить свой путь по льду на север. Бывает, в окрестностях городка собирается по 1200 медведей. Раньше медведей нещадно отстреливали, оправдывая свои действия агрессивностью непрошеных гостей. Но в семидесятых годах жители смекнули, что медведи — это неплохая приманка для туристов. Сегодня со всего мира сюда съезжаются желающие посмотреть на белые создания. Они вблизи наблюдают, щёлкают фотоаппаратами и снимают на видео нашествие белых медведей из окон «тундровых кабриолетов» — автобусов повышенной проходимости на огромных колёсах. Медведи же быстро смекнули, что у туристов можно выпрашивать подачки, если уж не удаётся их просто грабить. Хотя и такие случаи бывают…
Глядя на белого медведя, понимаешь, что он хорошо приспособился к той жизни, которую ведёт. Живёт он там, где выжить, казалось бы, невозможно. Понятно, что если бы не пища, которую мишка научился добывать во льдах, то «властелин Арктики» выглядел бы иначе, к иной среде приспособился бы… Этот арктический хищник наглядно показывает людям, что возможности адаптации поистине неисчерпаемы. Если далёкие потомки человека захотят жить в снегах, в темноте, то, возможно, они пойдут дорогой, уже проторенной хозяином Арктики. Они обзаведутся белой шерстью. Без всякого вреда для здоровья станут принимать ледяные ванны. Путешествуя во льдах, будут сверять свой дальнейший путь со звёздной картой неба. Научатся голодать по восемь месяцев, как это делают белые медведи. И, самое главное, ещё до того как они приспособятся к жизни в белой пустыне, они станут зверьми…
Мой друг волк
Волк — герой сказок. Однако волк ещё и убийца, промышляющий активным поиском и преследованием своих жертв. Основу питания волка составляют копытные животные. Зимой серые хищники охотятся на крупных животных всей стаей. Перед охотой звери приходят в возбуждение. Они нервно раскапывают и разбрасывают землю или снег, лижут друг другу морды, виляют хвостами, воют по-особому (вожак — басом, волчица — тенором, волчата — с подлаиванием). Этим они выражают свою солидарность… Такое поведение волков похоже на поведение собак, которых собираются выгуливать хозяева. Однако волки значительно отличаются от собак, уже тем, что, преследуя свою жертву, они иногда входят в такой раж, что не могут остановиться и режут десятки овец. Порою, им не под силу съесть и сотой доли добытого мяса. Это свидетельствует о склонности волков к убийству. Вероятно в этом деле им доставляет радость сам процесс…