После того, как многие европейские газеты и журналы опубликовали статьи о удачном опыте «непрофессионала» манежа, его опыт вознамерилась повторить известная актриса. В тот роковой день она расхаживала на арене парижского цирка «Медрано» между тиграми в элегантном белом костюме и лакированных сапогах, беспрестанно отдавала резкие команды, направо и налево стегая бичом. Она нисколечко не боялась тигров и вела себя с ними так, словно это были нашкодившие котята. Естественно, находясь в состоянии эйфории от своей власти над королевскими тиграми, она не заметила молчаливую агрессию, которую ей выказывал один из тигров, который уже не раз нападал на опытных дрессировщиков, не то что, на дилетантов. Этот тигр, широко разинув пасть, схватил артистку за шею и стал метаться со своей добычей по манежу. Остальные тигры стали преследовать своего полосатого товарища, чтобы урвать у него часть добычи. Публика подняла дикий крик. Вмешался помощник дрессировщика, но и он сделался добычей рассвирепевших кошек. Включили брандспойт и попытались охладить тигриную ярость водой, но это не удалось. Полосатые кошки словно играли в струях розоватой воды, подкрашенной кровью, двумя большими куклами… В зверей пришлось стрелять из револьвера. При этом одна пуля угодила в зрительницу. Наконец, зверей удалось прогнать с манежа и оказать первую помощь пострадавшим. Актрису Джину Манэ удалось спасти. Но вышла она из больницы через два месяца с обезображенным лицом и шеей и безжизненно висевшей парализованной рукой. Её спасло только то, что у тигра, таскавшего её за шею по арене, были обломаны клыки, и он не мог, как принято у кошек, сломать шейные позвонки жертвы.
Да, непростое это дело дрессура диких зверей. Тигры в цирковой труппе представляют из себя иерархическое сообщество. Каждый зверь занимает соответствующую ступень в групповой иерархии. Каждое животное стремиться сохранить своё положение и по возможности занять более высокое место. Вожаком группы по определению является дрессировщик. Если он им не является, то звери не будут его слушаться и исполнять его команды. Чтобы сохранить за собой место вожака, человек должен ежеминутно и ежедневно демонстрировать зверям своё превосходство. При этом у человека нет острых когтей и зубов и дублённой шкуры, которая бы защитила его от «дружеских» оплеух хищников. В руках у него кнут и палка, которые воспринимаются тиграми как удлинённые руки человека. Один вид этих странных конечностей, которые не испытывают боли, когда их кусают и когтят лапой, внушает зверям страх. Страх заставляет животных стоять в стойке, вовсе не свойственной кошкам, прыгать через огненное кольцо и ходить по тонкой планке между тумбами…
Тигры часто внимательно смотрят на дрессировщика своим холодным немигающим взглядом. При этом они замечают любое неправильное действие, любую оплошность. Они хорошо чувствуют его состояние и настроение. Любое замешательство, минутная слабость может быть использована против него. Даже зубная боль укротителя может привести к непредвиденным последствиям. Очень часто человек становился жертвой нападения тигра только потому, что он споткнулся на манеже или, совершив неловкое движение, подставил тигру шею или спину. Тигр кидается на него с быстротой молнии. Срабатывает отточенный веками родовой инстинкт, прочно сидящий в тигриных мозгах, даже если данная особь самого что не наесть миролюбивого нрава и она не замышляла ничего плохого.
Но всё же дрессировщик бывает часто перебинтован не потому, что звери на него набросились, как на добычу, а потому, что ему каждый день приходиться отстаивать место вожака. Огрызаясь, зверь не соизмеряет своих действий и один удар лапой незначительный для его полосатого собрата, у человека может привести к серьёзному ранению. Недаром говорят: дрессировщик не тот, кто искусен, а тот, кто искусан.
Иногда, чтобы вызвать реакцию нападения, достаточно какого-нибудь пустяка. Например, обруч упадёт на манеж, или лопнет надувной шарик. Недавно забавный медведь московского цирка, выступавший в аттракционе «Косолапые грации», бросив свой самокат, перемахнул через бортик, подскочил к девочке из первого ряда жующей фисташки, и выхватил пакет с орешками, который мгновенно очутился в его пасти. Оказалось, медведь любил фисташки больше всего на свете, даже больше своей артистической карьеры…