Гржимек, в своё время, проявил инициативу, он собрал из европейских зоопарков взрослых шимпанзе и при содействии Зоологического общества отвёз их обратно в Африку. Бывших питомцев зоопарков разместили на острове Рубондо, расположенном на озере Виктория. Обезьяны прижились на новом месте и быстро одичали. Так как они не боялись людей, то стали совершать нападения на лагерь смотрителя парка. Их вылазки пришлось отражать выстрелами из пушки. Как-то взрослый самец напал на сторожа и нанёс ему тяжкие увечья. И лишь подоспевшие люди не позволили ему совершить расправу над человеком и застрелили бузотёра…
Вопреки расхожему мнению, что шимпанзе успешно используют орудия труда для достижения своих целей, известный советский исследователь поведения обезьян Н. Н. Ладыгина-Коте писала, что шимпанзе не в состоянии схватить существенные особенности новой ситуации и установить связи между новыми явлениями и предметами. Например, когда шимпанзе вручали связанные палочки, пригодные для выталкивания фруктов из трубы только в связанном виде, обезьяны развязывали их и пытались применить по одиночке. В другом опыте шимпанзе настойчиво пытался втолкнуть в трубу кусок фанеры, вопреки явному не соответствию её ширины. Уже давно многие учёные отмечали сходство между притягиванием приманки с помощью палки (знаменитый опыт, якобы иллюстрирующий зачатки трудовой деятельности шимпанзе) с притягиванием плода растущего на ветке в естественных условиях. В этом случае обезьяна действует по отшлифованной веками схеме и к своему прошлому опыту ничего кардинально нового не добавляет…
Некогда англичанин Рассел остроумно подметил, что все животные, с которыми экспериментируют учёные, ведут себя в соответствии с национальным характером самих учёных. Так обезьянки, за которыми наблюдают немцы, сидят спокойно, обдумывают ситуацию и приходят к нужному решению совершенно сознательно. В то время, как обезьяны, с которыми экспериментируют американцы, носятся как очумелые, показывают невероятную деловитость и предприимчивость и чисто случайно наталкиваются на нужное решение.
В своё время в Иельской лаборатории сравнительной психологии доктор Джон Вулф научил шесть шимпанзе работать на «адских автоматах». Один автомат был рабочей машиной. Он имел очень тяжёлую ручку, чтобы поднять её шимпанзе нужно было приложить немалое усилие. В награду работник получал жетон, на который в другом автомате мог купить виноград, апельсиновые дольки, банан и воду. Одни обезьяны занялись накопительством. День деньской, они с мрачной решимостью дёргали ручку рабочей машины, так что исследователи стали всерьёз опасаться за их здоровье. Из недр аппарата выскакивали жетоны, которых скапливалось неимоверное количество, и которые обезьяны ревностно стерегли. Однако у шимпанзе нет карманов и их сбережения воровали другие. Эти лентяи умудрялись проматывать всё накопленное богатство и закатывали пир горой. Исследователи отмечают поведение одной агрессивной самки, которая воровала жетоны у «работницы» и приносила своей хныкающей жертве лишь обсосанные шкурки. Всё как у людей…
Сейчас исследователи усаживают своих подопечных за компьютер и учат их пользоваться Интернетом. Обезьяны предпочитают игры, порносайты и иллюстрированные энциклопедии животных. Несмотря на достижения передовой технической мысли, обезьяны всё таки остаются верны себе.
Жестокий бизнес или обезьяны-мстители