«Полеты ведунов и ведьм на Лысую гору, бешенные пляски вокруг кипящих котлов и чертова требища (жертвенника) совпадают с главнейшими праздниками встречи весны, Коляды и Купалы… В силу этого и ведовские сборища (шабаши, сеймы) должны представлять черты общие им с древнеязыческими праздниками… Так, малорусы говорят о сборщиках ведьм на Лысой городе, лежащей на левой стороне Днепра, у Киева, этого главного города Древней Руси, где некогда стояли кумиры и был центр языческого культа. От этого самой ведьме придается эпитет «киевской». Название «Лысая гора» встречается и в других славянских землях…».
Именно на Ивана Купалу происходят удивительные превращения людей в животных. Так, Афанасьев приводит рассказ, бытующий в его времена на Украине, о солдате, который подсмотрел за ведьмой, готовящейся лететь на Лысуюгорув вечор Иванова дня. Ведьма разделась, намазалась волшебной мазью и вылетела в трубу. То же самое проделал солдат из любопытства. Его подхватила неведомая сила и понесла по воздуху на Лысую гору. Испуганный невиданным зрелищем — танцующих ведьм и ведьмаков солдат спрятался за деревом. Но в ту же минуту перед ним явилась ведьма и спросила его: «Ты зачем? Скорее назад, а то наши тебя сейчас увидят и задушат… Вот тебе славный конь — утекай!» Солдат вскочил на коня, который его вихрем домчал до дому. Он привязал коня к яслям и залег спать. Утром, когда проснулся, пошел в конюшню — глядь, а вместо коня к яслям привязано большое полено.
ТЕРЛИЧ-ТЕРЛИЧ…
По русскому поверью, у ведьмы всегда хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра. Когда ей заблагорассудится лететь на бесовскую сходку, она обрызгает себя этой водой и тут же вздымается в воздух… В купальскую ночь ведьма добывает корень травы терлич. Когда ей вздумается призвать к себе кого-то, она варит в горшке этот корень, и приговаривает: «Терлич, терлич! Moero милого прикличь!» Неведомая сила поднимает ее возлюбленного, и он с быстротой молнии несется поверх деревьев. Чем сильнее закипает снадобье, тем быстрее он несется…Согласно поверью, в этом случае запросто можно налететь на древесный ствол и ушибиться до смерти. По народному представлению волшебный состав готовится с добавлением волчьего сердца, когтей кошки и змеи.
В старинной повести о бесноватой Соломонии (XVII век) рассказывается о демоне «пришедша к ней зверским образом, мохната, имущи когти, и ляже к ней на одр». Тот же зверь осквернил Соломонию блудом и стал к ней приходить уже в образе прекрасного юноши, кроме великих праздников, но пять — шесть раз в месяц-
Очевидно, в этой повести мы видим отголоски «старины глубокой», когда Змей-Огненный волк прилетает к своей полюбовнице. Сходные сюжеты имеются в древней индоевропейской литературе.
Также в «Слове о полку Игореве» можем прочитать: о князе Всеславе, у которого «вещая душа была в теле», что он «В ночь волком рыскаше: из Киева дорыскаше до кур (до петухов)». Здесь еще превращение в волка не имеет того негативного оттенка, который появился позже. Можно также прочесть в былинах о богатыре Волхве Всеславовиче, что его имя и подвиги указывают на его чародейное значение. Когда он родился, сотрясалось все царство индийское. С детства он учился трем премудростям: оборачиваться ясным соколом, серым волком и гнедым туром-золотые рога. Далее в былине рассказывается, что он оборачивался горностаем и мурашкою.
ПРО «ОКРУТНИКОВ» И ЗАЧАРОВАННЫХ