Одним из таких свидетельств является о. Пасхи. Острову, затерянному в Тихом океане и знаменитому своими исполинскими статуями, такое название дали голландцы, открывшие его 5 апреля 1722 г. Аборигены свой остров называли иначе — Рапа Нуи («Пуп Земли»). Английский этнограф-океанист Макмиллан Браун в книге «Тайны Тихого океана» (1924) утверждал, основываясь на своих исследованиях, сделанных во время многочисленных поездок по островам Тихого океана, что о. Рапа Нуи был кладбищем для правящей элиты империи, некогда существовавшей на затонувшем материке Пацифиде. Столица этой империи находилась в районе Понапе. Каменные изваяния, обнаруженные на острове, являлись надгробными стилизованными изображениями. Всего на острове 600 каменных изваяний, некоторые из которых имеют высоту более 20 м! Каждое из них весит 90 т! Ими буквально усеяно побережье Рапа Нуи к северу от Матавери. Эти каменные истуканы удалены от каменоломни на многие километры. Кто и каким образом высекал из скалы, а затем перемещал к месту установления эти статуи? Считают, что это были первые переселенцы с «большой земли». У нынешних обитателей острова бытует представление о сверхъестественной силе мана, с помощью которой жрецы двигали фигуры вопреки законам гравитации, фигуры при этом передвигались вертикально. Браун, посетив в начале XX века остров, со слов жителей записал легенду о его появлении и заселении людьми. «Прежде здесь была большая земля, но великан Уоке, разгневавшись на людей, решил уничтожить ее. Он уничтожал землю до тех пор, пока посох, которым он это делал, не сломался о гору Пику-пухипухи и остался лишь о. Рапа Нуи».
Французский учёный Ф. Мазьер, посетивший остров в 1963 г., записал со слов островитян более реалистическую версию этого события: «Вождь Хоту Матуа заметил, что его земля медленно погружается в море. Он собрал своих слуг, мужчин, женщин, детей и посадил их на две большие лодки. После того как они достигли горизонта, вождь увидел, что вся земля, за исключением маленькой её части, ушла под воду».
Голландцы, прибывшие на остров, застали местное общество на стадии разложения. Каннибализм, насилие, жестокость, кровопролитные войны местных племен — все это моряки смогли увидеть воочию, и это их поразило, хотя они сами отнюдь не были паиньками. Каждый житель острова имел «личную» пещеру, в которой в случае опасности пытался укрыться. Большинство древних статуй в тот момент было сброшено с их «пьедесталов». Характерно то, что черты лиц, запечатленных в камне, воспроизводят облик узколицых, остроносых, тонкогубых с выступающими вперед подбородками европейцев. Но отнюдь не широколицых, скуластых и толстогубых аборигенов — типичных островных жителей.
О моаи — этих загадочных каменных великанах — опять заговорили, когда археолог Серджио Рапу, местный житель, при раскопках древней мастерской, где лежало несколько вытесанных статуй, нашел куски кораллов, которые были тщательно отполированы рукой человека. Соединив эти куски вместе, археолог увидел, что получился большой глаз, который подошел в пустую глазницу каменной скульптуры. Оказывается, моаи раньше были «зрячими». Зрачок глаза был изготовлен из голубого камня.
По рассказам голландских моряков, в 1722 г. впервые посетивших остров, среди местных жителей есть «темно-коричневые, как испанцы, и совсем белые люди, а у некоторых кожа вообще красная, как будто ее жгло солнце…». Любопытно, что в древности именно финикийцев называли красными из-за характерного цвета кожи.
Доказано, что у островитян некогда была письменность, об этом свидетельствуют несколько сохранившихся текстов на дощечках. Она основывалась на тех же принципах иероглифической системы письма, что и у египтян, шумеров, хеттов, китайцев, майя. Запись текста велась, как у древних греков: первая строчка писалась слева направо, вторая — справо налево, третья — снова слева направо. Сначала дети заучивали тексты наизусть, потом чертили острой палочкой знаки на банановых листьях. После чего учились их записывать акульим зубом на дощечках. Но к приходу европейцев на осторове уже не осталось тех, кто бы освоил это письмо.