4. Наша современная цивилизация характеризуется тем, что техносфера постепенно начинает вытеснять и заменять биосферу. К сожалению, новые технологии не в силах остановить распад психики у отдельных индивидов. Они лишь отодвигают во времени это событие, маскируя симптом. Под фасадом всеобщего технологического бума у некоторых людей зреет совсем иное отношение к жизни и окружающим. Получив в свои руки технические орудия, они пытаются ими воспользоваться для корыстных и бесчеловечных целей.
Помимо этого, техника является своеобразным «эрзацем» собственных возможностей человека. Вместо того чтобы пройтись пешком, человек садится в машину, вместо того чтобы подумать головой, он включает компьютер. При этом врожденные способности человеческого организма с раннего детства не развиваются. И что совсем плохо, человек уже сам не верит, что способен не только творить чудеса, но и просто недолго обходиться без телевизора, компьютера, машины и т. д. В результате появляется новый тип человека, приспособившийся к окружающей его технической реальности, — человек технический. Случись, к примеру, глобальная техногенная катастрофа (не дай бог, конечно), он просто не сможет прожить в новых условиях без привычных технических «костылей».
Несмотря на все надежды на биогенную инженерию, «киборгизацию» и другие способы «переделывания» людей, постепенное или катастрофическое разрушение социума по причине того, что «люди портятся», является таким же запрограммированным явлением, как смерть отдельного человека или любого другого существа. Техника дарует людям личное могущество, раскрывает перед каждым право на свободу выбора, которая была весьма ограничена в начальном процессе развития общества. Тогда трудности и лишения заставляли людей из-за малого их числа и неустроенности быта думать о том, как выжить. В таком первичном небольшом коллективе действовал закон: надо делать то, что нужно, а не то, что хочется. В начале зарождения общественных отношений каждый и не стремился особо декларировать свое личное желание. В условиях развитого общества благодаря накоплению знаний, умений, опыта, общественного богатства и с ростом самого народонаселения появилась возможность удовлетворять все возрастающие потребности личности. И более того, это стало залогом дальнейшего развития самого общества. Спрос рождает предложение. Вот здесь и коренится основное противоречие современного мира: все больше стремясь удовлетворить личные потребности, мы все более их развиваем и изощряем и тем самым пилим сук, на котором сидим. Противоречия между людьми в постиндустриальном обществе поэтому нарастают и обостряются. В конце концов они достигают такой силы, что могут привести к разрушению всей конструкции технократического общества.
Ведь потребности у всех, оказывается, разные, и их становится все больше и больше! Однако остановить этот процесс нам вряд ли удастся, точно так же как трудно остановить надвигающуюся старость организма, так как это тоже процесс закономерный. Одним из признаков дисбаланса в обществе является все возрастающая дифференциация на профессиональные, субкультурные и этнические группы. Дальнейший ход «прогресса» неумолимо диктует, что люди должны быть разными. С развитием техники возникает потребность в узких специалистах. Обособление людей по профессиональному, культурному признаку ведет к появлению совершенно новых сословий и каст.