Операции по пересадке человеческих органов уже давно перестали быть чем-то из области фантастики. Пересаживают все жизненно важные органы — сердце, печень, почки, лёгкие, поджелудочную железу. Некоторые люди живут с чужими органами по 20 лет. Органы для трансплантации берут от свежих трупов. Но, как правило, взятые у мертвецов, они впоследствии плохо приживаются, а в 95 % случаев не приживаются вовсе. Предпочтительней получать органы от живого донора, который находится в состоянии клинической смерти. Официально сделать это не так просто. Надо получить юридическое разрешение у родственников умирающего. Ни для кого не секрет, что в трансплантологии процветает торговля органами, изъятыми у живых людей. Вынужденные эмигранты, люди без документов и места жительства становятся добычей «медицинской» мафии. Часто органы, например почку, покупают у добровольцев, желающих с помощью вырученных за ее продажу денег поправить свое материальное состояние. В Турции, Молдове и Казахстане до недавнего времени процветал настоящий «черный рынок» трансплантантов. В Америке дело обстоит еще хуже. Несмотря на то что в мире трансплантируется ежегодно около 40 тыс. органов, начиная от почек и заканчивая сердцем, проблема нехватки органов стоит в медицине остро, как никогда. В очереди за донорским сердцем можно стоять годами. Каждый день 11 американцев умирают, так и не дождавшись операции. В одной только Европе насчитывается 50 тыс. человек, стоящих в очереди за донорским сердцем. Причем очередь эта увеличивается на 15 % ежегодно. Что же делать?
В перспективе — создание единого мирового центра трансплантации органов, куда бы стекалась информация обо всех нуждающихся в пересадке. Туда же должна поступать срочная информация обо всех имеющихся в распоряжении медиков органах, изъятых у погибших в результате несчастных случаев людей.
Для того чтобы орган прижился, должны совпасть иммунологические показатели, а таких людей двое на тысячу! С помощью компьютера происходит тканевое типирование, и орган обретает своего второго хозяина. Самолет доставляет его реципиенту. Удачная операция венчает отличную работу справочной службы. Аналоги такой мировой сети уже существуют между несколькими государствами. Но органов все равно катастрофически не хватает.
Что же делать? Где взять органы? Клонировать человека на запчасти? Но общественное мнение категорически отвергает такую возможность. В результате таких настроений Совет Европы, в который входит и Россия, открыл для подписания документ, запрещающий клонирование человека, Протокол к Конвенции о правах человека и биомедицине, подписанный странами ЕС в 1997 г. в испанском городе Овьедо. Впрочем, никто не поручится, что в секретных лабораториях не проводятся такие опыты. С одной стороны, хроническая нехватка донорских органов, с другой — запрет на клонирование человека. Как же быть? Было найдено соломоново решение, которое пока устроило всех.
Во-первых, американская биотехнологическая компания «Герон Копр» купила шотландскую фирму, создавшую знаменитую овечку Долли, и приобрела патент на технологию выращивания живой ткани — хряща, костей, мышц — для трансплантантов. Во-вторых, правительство Великобритании в 2000 г. официально разрешило эксперименты по клонированию человеческих эмбрионов. Речь идет не о выращивании взрослых людей из эмбрионов на запчасти. На запчасти разберут недельный клонированный зародыш. Для этого необходимо изъять ядро из клетки тела больного человека, затем пересадить его в человеческую яйцеклетку, предварительно лишив его ядра. Клонированные зародыши под присмотром медиков будут развиваться до стадии нескольких десятков клеток. После этого из них выделят так называемые стволовые клетки, которые смешают со специализированными клетками, также изъятыми из тела больного, и эту смесь введут в тело больного. Таким образом, можно восстановить клетки печени, сердца, почек, крови, нервной ткани и т. д. Дело в том, что стволовые клетки эмбриона обладают магическим свойством — они способны превращаться во все типы клеток человеческого тела. Нехлопотно и быстро — эмбриональные клетки сами будут восстанавливать «испорченный» орган в теле человека! Получается, что благодаря нехитрой операции больной человек сам себя лечит, становясь собственным донором! Хотя на практике, конечно, не все так просто.