У древних родственников слонов — мастодонтов, и на нижней челюсти резцы большие были, не только на верхней, как у слонов. Но вымерли мастодонты, а слоны остались. Это потому, что хорошо приспособились. Хобот является уникальным инструментом. С его помощью слон питается, осуществляет гигиенические процедуры, посыпая себя пылью и поливая водой, валит и даже выдирает с корнем огромные деревья, подает разнообразные звуковые сигналы. Помимо прочего, хобот является уникальным обонятельным анализатором. Слоны прекрасно плавают, причем над поверхностью воды остаются только лоб с хоботом и кончик хвоста. Без видимых усилий слоны преодолевают крутой подъем, свободно чувствуют себя среди скал, благодаря особому устройству ноги не вязнут в болоте. Словом, эволюция хорошо над слонами поработала, превратив их из древних приматов в удивительные организмы…
На севере земли, которую мы сегодня зовем Россией, в изобилии найдены ископаемые останки хоботных. Но назвать Россию родиной слонов трудно, хотя иногда это и пытаются делать. Хоботные жили на всех материках, за исключением Австралии. Причем превращались они в таких своеобразных и удивительных животных параллельно и независимо друг от друга. Так, в обеих Америках найдены ископаемые останки хоботных. Некоторых из них (динотерии) отличает весьма своеобразная нижняя челюсть, загнутая вниз, с бивнями, обращенными назад. С помощью этого приспособления тяжеловесы, встав на задние ноги, вмиг соскребали с дерева все ветки, с тем чтобы уже на четвереньках спокойно приступить к пиршеству.
У исследователей, изучающих слонов, создается впечатление, что помимо памяти и пяти чувств, присущих большинству животных, слоны обладают еще и шестым чувством — способностью передавать и получать сведения от своих соплеменников, причем обмен информацией возможен на очень больших расстояниях и происходит совершенно беззвучно. Как тут не вспомнить о телепатии…
Слоны умеют трубить, лаять, рычать, реветь и урчать. Наибольший интерес представляет именно урчание, поскольку человек не в состоянии его услышать. Большинство звуков этой категории находится за пределами наших слуховых возможностей. Наличие у слонов «неслышного» языка впервые обнаружила американская исследовательница К. Пэйн. И произошло это совершенно случайно в 1984 г. До этого считалось, что звуки низкой частоты, так называемые инфразвуки, не играют большой роли в жизни животных. Было известно, что их часто издают полосатики и синие киты, но никто не предполагал, что эти звуки служат средством общения слонов друг с другом. Оказывается, слоновье урчание (14–35 Герц) почти не искажается ландшафтом и способно распространяться на огромные расстояния.