Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от неугодных вам. В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и свободный — родной язык. Когда вы произносите: «Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное настроение!» — я аплодирую вам. Вы ассоциированы с самым лучшим. Слова действительно очень хорошо связывают самые разные вещи. А иногда, и людей тоже.
— Мне надоело слушать, как ты все время говоришь: «моя машина», «мой телевизор», «мой магнитофон». Раз уж мы поженились, у нас не может быть твоих или моих вещей, а только «наши». Слышишь, муженек, наши!!! Кстати, что ты там ищешь в гардеробе?
— Я ищу наши брюки.
А как диссоциироваться от плохого?
Пятилетняя девочка Оля: «Сегодня Оленька упала и разбила коленку. А сейчас я уже чувствую себя хорошо!»
Действительно, очень помогает именование себя в третьем лице. Это только на первый взгляд кажется непривычным. На самом деле, такие вещи используются достаточно часто. Помните, классическое:
— Дорогой Леонид Ильич слушает.
Здесь прекрасно помогает использование званий и должностей: «Вы оскорбили сотрудника правопорядка! Пройдемте в отделение!» Гениальная фраза с точки зрения диссоциации! И оскорбление — мимо, и возмездие — неотвратимо. Диссоциация от критики — это действительно довольно изящный способ сохранить хорошее состояние духа. «Мухи отдельно, котлеты отдельно».
Пусть кто-то любит говорить всяческие гадости. Это же не повод, чтобы принимать их близко к сердцу! Диссоциируйтесь! Перед тем, как решить, прилеплять ли эти слова к себе, полезно внимательно рассмотреть, а что означают эти слова. И сравнить их со своим мнением.
То есть буквально сравнить две картинки, изображающие ваше мнение и мнение другого. «Ты козел!» — говорит он. Представляем себе козла, ставим рядом собственное изображение, сравниваем: «Не похож». Как ловко сформулировал Николай Козлов: «Данный взгляд на меня мне представляется неубедительным».
Если дело касается боли, то всегда можно исправить «у меня болит нога», на «моей ноге больно». Конечно, вы, как заботливый хозяин, позаботитесь о ней. Но уже не как о своей боли, а как о приболевшем слуге. Внимательно, но без особых эмоций.
Хорошо работает использование временных особенностей языка.
— У меня совершенно неразрешимая проблема!
— Вы хотите сказать, что она не была до сих пор решена?
Мастерский пируэт, и проблема отправляется в прошлое. Сейчас, глядя на нее из настоящего, мы уже достаточно от нее отделены, чтобы начать ее решать. Недостаточно? Сейчас исправим:
— То есть, до того, как вы решили об этом заявить, вы еще не нашли ее решение?
Теперь уже между проблемой и настоящим вклинилось еще одно событие — сам факт принятия решения. Будьте уверены, порой на принятие решения обратиться к кому-либо за помощью уходит больше времени, чем на попытки разрешить ситуацию самому. Даже если защита оказалась не слишком прочной, всегда можно добавить еще множество щитов. Дай только волю!
* * *
При том, что инструментыассоциации-диссоциацииирефреймингана первый взгляд кажутся столь различными, они работают заодно. Их цель — дать нам возможность выбора в управлении собственным Внутренним Миром. С помощью рефрейминга мы определяем,чтонам переживать по тому или иному поводу. Ассоциация—диссоциация —как, и стоит ли это вообще делать.