При воспитании ребенка у матери есть только один вы-бор: руководствоваться собственным жизненным опытом, который, разумеется, и представляет собой совокупность ее познаний. Это значит, что мать оценивает поведение ребенка, сравнивая его с тем, что считает правильным — благотворным не только для самого сына, но и для всего окружающего мира. Следует, однако, понимать, что при этом матери приходится работать с уже известным, а это, как мы знаем, является функцией мужчины.
С другой стороны, ее сыну еще не хватает жизненного опыта и он имеет дело с неизвестным, что и заставляет его прислушиваться к советам матери. Поскольку он мирится с ее ведущей ролью, то занимает по отношению к матери положение женщины.
Это совсем не значит, что такой мальчик будет считать себя девочкой! Напротив, если он действительно прислушивается к своей матери, то быстро узнает, как должны вести себя мужчины. Однако суть их отношений от этого не меняется: любой ребенок, независимо от пола, не имеет достаточного жизненного опыта и потому вынужден подчиняться матери, хочет он того или нет. Только советы матери и либо подчинение ее указаниям, либо их нарушение позволяют ребенку накопить собственные знания на личном опыте.
Так или иначе, ребенок всегда занимает в отношениях с матерью положение женщины. При этом он может подчиняться ее требованиям, делать то, что она хочет; с другой стороны, он может на собственном опыте изучить, что будет, если он не станет выполнять требования матери, — но в любом случае он получает от нее указания.
То же происходит и в отношениях между взрослыми людьми, особенно на работе. Представим себе мужчину-подчиненного. Такой человек чаще всего очень редко задумывается о том, чтобы принять на себя мужскую роль руководства тем учреждением, в котором работает. Единственным, что его волнует, являются требования к его собственной должности. Иными словами, он понимает свои обязанности и функции в данном учреждении, поскольку их сообщили, когда он устраивался на эту должность. Однако, исполняя свои рабочие обязанности, он автоматически занимает женское положение относительно своего начальника, хотя при этом может оставаться лучшим мужчиной на свете.
Важность такого подхода невозможно переоценить, поскольку из-за социальной обусловленности мужчины очень часто чувствуют себя недостаточно "мужественными" по той причине, что не способны обеспечить мужское руководство на своей работе. Однако это вовсе не является необходимым. Такому мужчине достаточно понять, что он всегда остается "женственным" в сравнении со своим начальником, но это совсем не мешает ему быть мужественным в поисках разумного сотрудничества (вместо того, чтобы уныло сидеть на рабочем месте, дожидаясь распоряжений начальства).
В действительности, мало кто из работодателей хочет, чтобы в его учреждении работали угрюмые сотрудники, вечно ожидающие приказов. Большинство начальников разыскивают достаточно мужественных работников, то есть тех, кто умеет мыслить самостоятельно и проявлять инициативу — разумеется, до тех пор, пока они не начинают соперничать с самим начальником.