Вот почему, несмотря на то что господин Симпатяга считает свои ценности истинными, — ведь он не вмешивается в дела других и не посягает ни на чью свободу воли, — на деле Симпатягины "истинные ценности" ведут к хаосу и беспорядку, преступлениям и насилию, а следовательно — к анархии.
Симпатяга настолько боится покуситься на чью-либо свободу, что не станет ничего предпринимать, даже если его собственный сын станет наркоманом или бандитом! Но как при этом он может утверждать, что его ценности истинны?
Истинность ценностей не зависит от моральных соображений, в них заложенных. Истинность зависит лишь от плодов, которые они приносят. Это прекрасно видно из приведенного мной примера. Ведь хотя господин Симпатяга и говорит красивые слова о свободе, своими действиями — а точнее, их отсутствием — он поощряет все что угодно, но только не свободу. Ведь свобода не предполагает того, что Том, Дик и Гарри могут делать все что угодно, терроризируя своих соседей! С моей точки зрения, позиция господина Симпатяги отнюдь не способствует поддержанию жизни.
Настоящий же мужчина будет поддерживать лишь те ценности, которые, как он знает из своего личного опыта, ведут к свободе. К той свободе, которая нужна не только ему, но и всем вокруг.
Иными словами, истинными являются те ценности, что способствуют созданию такой обстановки, где каждый может чувствовать себя в безопасности и покое, где ничто не угрожает его развитию.
Но тут как всегда возникает сакраментальный вопрос: "Кто дал нам право решать, что есть добро для других?"
Ответ прост: "Никто из нас не вправе навязывать свою волю другим!"
Теперь осознайте, что это относится к обеим сторонам.
Хотя я не могу навязать свою волю вам, вы также не можете навязать свою волю мне! Но если я хочу создать обстановку, поддерживающую жизнь, а вы — обстановку, разрушающую жизнь, что ж, будем заниматься каждый своим делом, но держитесь подальше от меня и от людей, за которых я несу ответственность! Если же вы меня не послушаетесь, вам придется познакомиться с моим мечом. Все это до боли просто! Я всегда буду сражаться за свободу, действуя сообразно своему знанию, и, если вы вторгнетесь в мое пространство, вам придется переоценить свои ценности.
Мои ценности испытаны и испробованы. Я доказал, что они действительно поддерживают жизнь, и потому я просто не могу допустить, чтобы меня обвинили в неправомерности действий. Многие пробовали… уверен, что многие попробуют еще. Но с истиной трудно бороться!
Из этого следует еще один вывод: настоящий мужчина, руководствующийся в жизни истинными ценностями, должен показать всем пример, как освободиться от социальной обусловленности. И хотя это важный пункт, я не думаю, что нам следует надолго останавливаться на нем, поскольку он говорит сам за себя.
Можем ли мы быть по-настоящему свободными людьми, если вынуждены постоянно склоняться перед диктатом общества?
Можем ли мы действовать, опираясь на знание, если способны реагировать в соответствии с социальными условностями?
Как мы можем выработать для себя истинные ценности, если сами никогда не задумывались над тем, что истинно, а что нет?
И наконец, самое главное: как мы можем заявить о своей силе, силе мужского, если наше представление о том, каким должен быть мужчина, обусловлено общественным мнением?