Когда властитель собирается посетить какие–то провинции своей страны, наместники готовят к его приезду роскошные яства и напитки, определяют для проживания своего господина лучшие здания и так далее. В ожидании они повторяют: «Он едет! Он едет!». Так и разнообразные элементы вместе с помогающими им функционировать верховными божествами, Индрой и остальными, перед отделением «я» предвкушают наслаждение плодами своего труда. Они ищут подходящее тело, которое стало бы заслуженной наградой души за прошлые поступки.
Перед выездом государя отдельные местные правители ждут его без предварительного оповещения, зная, что он может появиться внезапно. Так и тонкие элементы органов во время приближения смерти ожидают ухода души, которая получит вознаграждение за свои труды. Ее отхода ждут с момента, когда дыхание становится тяжелым. Душа не предупреждает заранее о своем уходе, и органы сами действуют согласованно, зная о её намерении.
6. Процесс отделения
Как уже было сказано, в момент смерти сущность человека, его внутреннее «я», целиком, в сопровождении тонких органов отделяется от тела. Когда приходит немощь, и чувства ослабевают, тонкие части органов собираются вокруг человеческой сущности. Но бессильна не сама сущность, а лишь физическое тело. Поскольку внутреннее «я» не имеет формы, оно не может ослабеть физически. То же и в отношении слабости чувств. Состояние беспомощности и обездвиженности, возникающее по причине ухода тонкой сущности органов, люди относят ко всему внутреннему «я», и, увидев лишь слабеющее тело, восклицают: «О, он потерял сознание!».
В процессе умирания одушевляющие элементы человеческих органов покидают свои места и более не помогают работе физических органов. В момент самой смерти они уже полностью вышли из соответствующих органов и собрались в сердце, или в сердечном лотосе, сердечной акаше. Заметим, что в состоянии сна они никогда полностью не оставляют своих мест. В этом и заключается разница между сном и смертью.
Если говорить о физическом зрении, его сущность воссоединяется с тем зрением, которое представляет собой частицу Солнца. Это тонкое зрение помогает функционировать глазам, пока человек жив. Точно так же сущности всех органов погружаются в соответствующих властителей или богов. Например, речь уходит к Огню, жизненная сила — в Вайю и так далее. При получении человеком нового тела тонкие сущности органов вместе с управляющими ими богами занимают соответствующие места. Ежедневно во время сна они погружаются в своего небесного владыку, а затем возвращаются назад.
Когда владыка, руководящий зрением, возвращается в свою обитель, умирающий перестает различать цвета. В это время внутреннее «я» целиком отделено от частиц света, как и во время сна.
По мере приближения смерти сущность каждого органа соединяется с тонким телом. Стоящие в эти минуты вокруг постели умирающего говорят: «Он перестал видеть». Когда управляющие божества одно за одним удаляются к своим первоисточникам, соответствующие органы прекращают функционировать. Умирающий перестаёт слышать, видеть, обонять, говорить и становится совершенно бесчувственным. Он навсегда теряет самосознание. Он уже никогда не осознает себя господином таким–то, относящимся к такой–то касте и так далее. Он теряет свое понимание, память и бодрствующее сознание. Внешний мир перестает существовать для него. Сущности органов собираются в сердце.