— Совершенно верно! Так и бывает, когда много внутренних частичек у каждого отражаются друг в друге. Тогда муж и жена вместе болеть начинают. Или пьют вместе. Не забывай, пожалуйста, эту формулу — раз есть в жизни какой-то факт, какое-то событие, значит, в душе есть такая часть, которая и создала это событие. Эта часть хочет, чтобы произошло то, что произошло. И внешнее событие отражает внутреннее желание — получить это событие. Да, понятно, что в душе много других частичек, которые отвечают за создание других ситуаций. Эти другие части души ответственны за реализацию других наших намерений. Внешняя конфликтная ситуация — это всегда отражение внутреннего конфликта. Мы в одно и то же время хотим разных вещей, иногда прямо противоположных. И вот смотри, Валентина! Это же твой муж болен?
Валентина кивает и тут же с удивлением произносит:
— Так что же это получается? Есть во мне такая часть, которая хочет, чтобы он задыхался или пил?!
— Так выходит. Хорошо, а что он в тебе отражает этими приступами?
— Ничего не отражает! Я же нормально дышу.
— Ты когда к зеркалу подходишь, кого и что там видишь?
— Всё от угла зрения зависит, когда прямо перед зеркалом стоишь, тогда себя вижу, часть обстановки, которая в поле зрения попадает.
— Совершенно верно. А когда на мужа смотришь, когда его слушаешь, ты же его отражаешь, а он тебя. Есть внутри вас что-то такое, очень похожее, только оно проявляется у него через астму или желание выпить, а у тебя через.
— Я, кажется, поняла! У меня через командование всем и всеми. И мне даже иногда нужно, чтобы он приболел, чтобы не путался под ногами со своими советами. Он когда больной, то не ругается, а такой тихий и спокойный делается. Вот ты хорошо сказал, что это только часть меня. Не вся я хочу, чтобы он мне не мешал, а только какая-то часть меня и то не всегда.
— Да, да. Всё правильно! Для того он болеет, чтобы было о ком заботиться. Вы оба не хотите брать ответственность свою на себя. Он за себя, как за мужчину. А ты за себя, как за женщину. Не обижайся, пожалуйста, а посмотри на себя. Ты на женщину-то не совсем похожа. Ходишь только в джинсах, голос у тебя как у полевого командира, и все замашки спецназовские. Взвалила всё на себя и в доме, дай в вашем семейном бизнесе.
— Так ведь если не я, то кто же?! И потом, он сам не хочет брать ответственность!Яему предлагала.
— Так предлагала, значит.
— Вот ты говоришь: джинсы. Так, что если я буду в платьях да юбках ходить, он что, перестанет задыхаться?
— А ты попробуй! Несколько лет назад я так и сказал моей читательнице, а она каждый раз, когда мы встречаемся на семинарах, с благодарностью вспоминает эту фразу. Жизнь её реально изменилась. Конечно, не только в женской одежде всё дело, а во всём облике женщины. Как там, у Пушкина? «Выступает будто пава, ну а речь-то говорит, словно реченька журчит». А тебя с твоим трубным басом за версту слышно. Как же мужу себя-то проявить, если ты в вашей семье мужик? Вот тебе и отражение. Вы друг в друге этот перекос и отражаете. У тебя в мужскую сторону. А у Юрия — в женскую.
— Так как же теперь быть? Чтобы Юру переделать.
— Ты опять за своё! Перестань наконец-то его переделывать. Он сам должен хоть что-то сделать в своей жизни. Никогда он не станет здоровым, если сам не созреет до этого решения. А вот помочь ему ты можешь через себя. Изменись сама, раскрой свою женственность, во всех смыслах этого слова. А начать нужно тебе с того, чтобы простить твою маму! А ему — его родителей.
Реакция последовала незамедлительно и бурно. Валентина неожиданно для меня разрыдалась.Яувидел, что попал в точку. Когда она успокоилась, продолжаю: