Когда деформация психической Праны исправлена, очищение остальных промежуточных частей Антахкараны облегчено, а когда это исправление полное, их очищение также может быть легко сделано абсолютным. Эти промежуточные части суть эмоциональный ум, воспринимающий сенсуальный ум и активный сенсуальный ум или ум динамического импульса. Они все держатся сплоченно в сильно увязанном взаимодействии.
Искажения эмоционального ума вращаются вокруг двойственности “нравится не нравится”, эмоционального привлечения и отталкивания, вся запутанность наших эмоций и их тирания над душой поднимается из привычных ответов души желаний в возбуждениях и чувствах этим привлечениям и отвращениям. Любовь и ненависть, надежда и страх, горе и робость все имеют свое начало в этом источнике. Мы симпатизируем, либо приветствуем, либо надеемся на то, что наша натура, первая привычка нашего существа, и, кроме нее, сформированная часто извращенно привычка, вторая натура нашего существа, представляют уму как приятное. Мы ненавидим, боимся, чувствуем отвращение, антипатию или горе от того, что они представляют нам, как неприятное. Эти привычки эмоциональной натуры встают на пути понимающей воли и делают ее беспомощным рабом эмоционального существа или по крайней мере предотвращают ее от свободного управления и руководства натурой. Эта деформация должна быть исправлена. Избавившись от желания в психической Пране и ее вмешательств в эмоциональный ум, мы облегчаем исправление, ибо тогда привязанности, которые являются сильнейшими оковами сердца, спадают прочь с сердечных струн. Непроизвольная привычка “нравится не нравится” остается, но не становясь упрямым средством привязанности, и с ней может легко справляться воля и понимание. С их помощью беспокойное сердце может быть побеждено и избавлено от привычки к привлечению и отвращению.
Сердце должно быть освобождено от подчинения жаждам и чувствам виталического и таким образом быть избавлено от неправильных эмоций страха, гнева, возмущения, ненависти, похоти, которые составляют главную нечистоту сердца. В нем остается одно желание любить, которое свойственно сердцу, но выбору и достижению любви должно предшествовать успокоение. Сердце учат любить с глубиной и интенсивностью, но с глубиной тихой, успокоенной и ровной.
Из “Синтеза Йоги”.
ОЧИЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ
Любовь в своей сущности есть радость тождественности, она находит свое верховное выражение в блаженстве единения со Всевышним.
В Йоге вся любовь должна быть обращена ко Всевышнему, а при обращении ее к человеку или к другим существам, она должна проявляться только как чувство к сосудам Всевышнего. Эгоистические претензии не должны иметь в ней место.
Любовь в своей эссенции есть абсолютно чистая, кристальная, совершенная вещь, но в человеческом сознании она смешивается с более или менее значительным количеством грязи. Качество любви находится в соразмерности к преобразованию вашего сознания.
Инстинкт обладания есть основа виталической любви.
Любовь, которую человеческие существа чувствуют один к другому, есть обычно эгоистическая виталическая любовь, и все другие движения требования, претензии, зависть, гнев это ее общий аккомпанемент. Им нет места в Йоге, также как и в подлинной душевной любви, и святой любви.