Учебные залы и медресе, и ученые лекции,
кружки и монастыри -
Какая польза от них, если отсутствует знание и нет
ока зрячего?
Хафиз
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ДЕРВИША
То, что ищут в молитве султаны -
Лишь видимое отражение того, что ищет в ней дервиш.
Хафиз.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
УЧЕБНЫЕ ИСТОРИИ
"Учебные истории" предназначены для масс и являются частью внешней деятельности дервишей. Они рассчитаны на то, чтобы заложить основы знания о суфизме и его характерных методах мышления. Они редко используются в дидактических целях.
"Внутренние измерения" учебных историй, по утверждению суфиев, делают возможным, в соответствии со ступенью развития ученика, раскрытие в них все новых и новых уровней содержания.
Именно эта теория -- что "человек может обращаться к разным слоям одного и того же текста" -- и явится новой для многих, кто скорее предпочел бы услышать, что рассказ заключает в себе одну идею или имеет только одно применение.
РАЗРУШЕНИЕ ГОРОДА
Один суфий как-то не удержался и воскликнул: "О, я стану причиной разрушения этого города".
К счастью, люди решили, что он сумасшедший или просто пытается нагнать на них страх. Они не тронули его, но и не придали никакого значения тому, что он сказал. В конце концов, он был всего-навсего хилым старикашкой, внешне ничем особенным не выделявшимся.
Однажды суфий забрался на дерево и сорвался. Его тело пробило стену водного резервуара. Последовавшее за этим наводнение разрушило город.
Лишь после, когда было найдено его тело, люди вспомнили его слова.
ВОЛШЕБНЫЙ КОНЬ
У султана было два сына. Первый всячески помогал людям, делая это доступным для их понимания образом. Второго прозвали "лентяем", так как, по всеобщему мнению, он лишь предавался своим мечтам, далеким от жизни.
Первый сын снискал себе глубокое уважение в народе. Второй приобрел у скромного плотника деревянного коня и осед-лал его. Но конь этот был волшебный. Он нес седока, если тот был чист сердцем, к его самой желанной цели.
В один прекрасный день юный принц исчез вместе с волшебным конем в поисках своей самой желанной цели. Долгое время о нем ничего не было известно. После многих приключений он вернулся домой вместе с прекрасной принцессой из Страны Света. Отец был безмерно рад его благополучному возвращению и выслушал рассказ о волшебном коне.
Доступ к коню был открыт для всех желающих. Но многие предпочли осязаемые преимущества, плодам деятельности первого принца. Конь для них всегда представлялся чем-то вроде игрушки. Их восприятие не шло далее внешнего вида коня, который не производил никакого впечатления -- самая обык-новенная игрушка.
Когда старый султан умер, трон, согласно его воле, наследовал "принц, имевший пристрастие к игрушкам". Но основная масса людей не ставила его ни во что. Им были намного ближе побуждения и интересы, связанные с суждениями и деятельностью практичного принца.