Что ж, вот один пример, который показывает, что каждый, кто пытается привить духовные упражнения (мы, конечно, заинтересованы в достижении высших восприятий) к невозрожденной личности, заблуждается. Я мог бы и не подчеркивать специально, что недавно было время, когда тысячи, а, может быть, миллионы людей на Западе пытались "штурмовать врата Небес" именно таким способом. Следующая шутка выставляет их в истинном свете, если осознать, что в ней именно они, я не африканцы, являются каннибалами.
Те, кто считает себя религиозным или, равно, "находящимся на высшем уровне восприятия или мистицизма", на самом деле подавляют свою реальную духовную сторону и обитают на профанном, поверхностном уровне.
Ритуал ради ритуала
Одного миссионера схватили каннибалы. Сидя в котле с быстро нагревающейся водой, он увидел, что каннибалы воздели руки в молитве. Он спросил ближайшего из них:
- Так ты благочестивый христианин?
- Я не только христианин, - ответил раздраженный каннибал, - но и не выношу, когда меня прерывают во время молитвы!
Продолжающееся проявление автоматических привычек, интеллектуальной софистики без изменений в личности, или проявление эмоциональной активности без глубоких восприятий, действующих на реальное "я", совсем не то, что жизненный опыт мистика.
Если эту историю рассматривать как притчу о попытке поднять человека до более высокого состояния, не преобразуя его более низкие стороны, то она также может служить классическим примером утверждения суфиев, что люди должны очистить свои личности, прежде чем смогут достичь желаемого уровня. Назовем это "несовместимостью одновременно существующих тенденций в индивидууме".
Я заметил, что в течение последних примерно пятнадцати лет идеи, которые мы продвигаем, адаптируют все в большей степени, ибо создатели культов приспосабливаются к новому знанию. Поэтому позвольте мне привести шутку, предостерегающую от принятия культов, облекающих себя в суфийские одеяния, только потому, что они менее изношены, чем их собственные.
Один человек говаривал:
- Мой сосед иногда одалживает у меня столько вещей, что я чувствую себя дома больше в его доме, чем в своем...
Однако, тем гуру, которые используют такого рода имитацию, следует поостеречься. С одним из них, когда он пытался получить некоторую информацию о путях суфиев, произошло то, что он менее всего ожидал. Между прочим, такие вещи типичны в истории суфиев, но перейдем прямо к действительно произошедшему случаю:
Бремя
Ко мне в дом позвонил человек и попросил разрешения зайти ненадолго, так как он у меня в большом долгу.
У меня возникло отчетливое впечатление, что у этого человека нет настоящего интереса к метафизике или традиционной психологии, и я был уверен, что он, как мы иногда, к сожалению, говорим, мертв для восприятий.
Я сразу же спросил, что это за долг.
- Ваши сочинения освободили меня от огромного бремени. Я сказал, что не думаю, что хоть что-нибудь из прочитанного им повлияло на его развитие.
- Нет, все произошло с моей дочерью.
Я сказал, что не знаю его дочери и мои сочинения не предназначены освобождать чьих-либо дочерей от огромного бремени.
Не будет ли он так любезен рассказать точно, что произошло? Я осознал, что это должно быть нечто на механическом плане, социологической природы, не связанное с чем-либо более глубоким, чем наш разговор...
- Вот как это случилось, - ответил он, - моя дочь была в руках у одного ужасного гуру, который полностью подчинил ее себе. Он начал читать ваши книги и пришел в такую ярость, что умер от сердечного приступа!