Когда б в своих речах они были ясны,
В них не было бы ничего;
Когда бы были речи их бессвязны,
Извлечь никто не смог бы пользы из того.
"Вот древнее объяснение таинственной поэмы о нашем знании: "Если бы вы могли понять это, там бы не было ничего. Если бы не могли - не было бы никакой пользы, одно воображение.""
Богатство
ИЗВЕСТНО, что когда хаджи Мохиуддин учился под руководством древнего Мастера Халладжа ему было сказано однажды:
"Оставь мое общество, работай, ничего не говоря о связи с нами, до тех пор, пока не достигнешь определенного богатства и положения, а затем возвращайся."
Хаджи смутился и возразил:
"Но я хочу идти по пути отречения, а не по пути обогащения."
Халладж ответил:
"Ты не готов для отречения и не являешься неуязвимым для богатства. К тому же, твое возражение показывает, что ты желаешь установить свой собственный путь - как же ты можешь в таком случае получать пользу от высшего руководства?"
Хаджи спросил его:
"Если я устанавливаю свои собственные правила и повинуюсь вам, только пока это меня устраивает, как же можно ожидать от меня, что я отклонюсь от этого жесткого поведения и послушно последую вашим указаниям, ведь вы охарактеризовали меня как устанавливающего свой собственный путь?"
Халладж ответил:
"Верно, сначала ты будешь делать вид, что следуешь пути обогащения, и делать вид, что повинуешься. Но мы надеемся, что такое притворство станет тебе отвратительно."
Мудрость
СУФЬЯН сказал:
"Скрытая мудрость, которая поддерживает, во сто раз лучше, чем внешнее проявление мудрости, ибо оно само нуждается в поддержке".
Роскошь и простота
СУФИЙСКИЙ СТАРЕЦ ДЖУНАЙД учил путем демонстрации, используя метод, когда он самой своей жизнью показывал то, что хотел продемонстрировать. Вот пример:
Однажды его посетила группа искателей и увидела, что он сидит в окружении невообразимой роскоши.
Эти люди оставили его и направились к дому крайне сурового и аскетичного святого человека, чье окружение было так просто, что у него не было ничего, кроме подстилки и кувшина с водой.
Один из искателей сказал:
"Простота вашего поведения и суровая обстановка гораздо больше нам по вкусу, нежели показные и кричащие излишества Джунайда, который, похоже, сошел с Пути Истины."
Аскет тяжело вздохнул и заплакал:
"Мои дорогие друзья, так легко обманувшиеся внешними знаками, преграждающими человеку путь на каждом шагу, -поймите это и перестаньте быть неудачниками! Великий Джунайд сейчас окружен роскошью, потому что он невосприимчив к роскоши, я же окружен простотой, потому что я невосприимчив к простоте."
Караван
ЧЕЛОВЕК, намеревавшийся стать учеником, сказал Дхун-Нуну Египтянину:
"Превыше всего в этом мире я хочу быть принятым на Путь Истины."
Дхун-Нун сказал ему:
"Вы можете присоединиться к нашему каравану лишь в том случае, если сумеете сначала принять два условия. Первое - вам придется делать то, что вам не хочется делать. Второе - вам не будет позволено делать то, что вам хочется делать. Именно "хотение" стоит между человеком и Путем Истины."
Гигантские яблоки