Арабы широко применяли символ свастики в своих обрядах, заклинаниях и магических именах. Одна из фраз, связанных со свастикой — Ya Ali («О, Али!»), заклинание, обращённое к Четвёртому Халифу и сподвижнику Мухаммада. Оно пользуется популярностью среди шиитов, высоко почитающих Али. Персы вписывали в свастику заклинание Четырёх Халифов: Ya Chahar Yar («О, Четверо Друзей!»). В этом и предыдущем случаях «руки» (или «ноги») фигуры словно бы совершают вращение по часовой стрелке. Один каллиграф, знавший значение фразы Chahar Yar, вписал моё имя в печать, состоящую из двух свастик, которые вращаются в разных направлениях. Вторая свастика помечена моим полным титулом: Сеид Шах.
Таковы были арабские магические талисманы. Особого внимания заслуживает «узловое заклинание», с помощью которого маги призывали демонов и духов. Отметим попутно, что этот обычай в корне противоречит теории о талисманах и «второй силе», разработанной Ибн Хальдуном.
В Коране вскользь упоминается об использовании магических узлов в «чёрной» магии[72]:
На рассвете:
«Скажи: “Я укрываюсь у Господа Рассвета,
От всего зла, Им сотворённого,
От зла нечистого, когда он делает своё дело,
От зла тех, кто дует на узлы,
Он зла завистника, когда он завидует”».
Здесь содержится прямое указание на древнесемитскую «науку об узлах», о которой говорится в Пылающих таблицах (Маклу): «Да разорвутся узлы их, да будут брошены козни их буре, да будут брошены слова их ветру!»
В одной мусульманской легенде рассказывается о том, как некий иудейский маг околдовал таким способом пророка Мухаммада. Волшебник завязал верёвку девятью узлами, каждый из которых символизировал проклятие, и спрятал её в колодце. И только благодаря архангелу Джабраилу Мухаммад сумел отыскать это смертельное заклинание. Обычно, чтобы снять проклятие, необходимо по очереди развязать все узелки. Но на этот раз они распутались сами по велению Пророка.
В узелки можно «завязать» не только зло, но и добро. Центральноазиатские знахари излечивают от болезней, «дуя на узлы». Ритуал совершается по чёткой схеме: колдун сплетает верёвку из трёх нитей — зелёной, синей и красной, и затем завязывает каждый день по узлу. Через семь дней он зарывает её в недоступном месте, после чего больной должен выздороветь.
В основе многих сказок «Тысячи и одной ночи» лежат магические представления древних арабов и халдеев о джиннах и их сверхъестественных способностях. Из произведений арабо-исламской литературы мы узнаём о чудесной Стране Джиннов и Царстве Фей (Перистане). Джиннов призывали с помощью талисманов. Процедура обычно была такой: вначале маг изготавливал талисман и окуривал его благовониями. Затем он призывал джинна именем Соломона, а если тот не являлся, угрожал ему гневом Соломоновым (т. е. грозил запечатать в металлическую бутылку). Но коль скоро правильное число повторений было соблюдено и выполнены все другие требования, джинн становился слугой заклинателя[73].
Мусульманские теологи расходятся во мнениях по вопросу о Слове Силы и его применении. Некоторые из них заявляют, что слово такое есть, но оно не известно никому из смертных; тем самым снимается вопрос о его использовании. В то же время последователи Ибн Хальдуна и Джабира (последний будто бы написал пятьсот (!) книг по магии) полагают, что Слово Силы было открыто людям и что только этим именем (Ism-el-Azam) можно подчинять духов. Многие исследователи оккультного, например, Джабир (или Джафир Абу-Муса), призывают разграничивать магию и колдовство (kahana). Колдуны пользуются талисманами и не знают Имени Бога, которое невозможно применять в дурных целях.