Отметим, что древние магические обряды были унаследованы не только народами урало-алтайского происхождения. Как показали д-р Шютте и его коллеги в одном из самых интригующих научных исследований[4], древние скандинавы также заимствовали целый ряд представлений у азиатских народов. Оказывается, контакты между доисторическими народами были гораздо более тесными, чем принято считать. Обычно говорят, что древние общества развивались более или менее самостоятельно и независимо друг от друга: одни народы жили в горах, другие — в пустынях и на равнинах, третьи — в городах и селениях. Учёные часто недооценивают тот факт, что люди, разделённые культурными, языковыми и пространственными барьерами, общались не только на уроне торговых сношений, но также в интеллектуальном и социальном смысле. Правда, по сравнению с современными международными контактами, общение древних народов существенно замедлял географический фактор. Тем не менее на смену «неизбежной» враждебности рас и национальностей приходило их взаимопонимание.
На протяжении столетий, а возможно и тысячелетий, магия медленно, но верно овладевала умами человечества. Её наиболее ритуализованная форма постепенно распространялась с Востока всё дальше на Запад.
Согласно одной кельтской легенде, в ветхозаветные времена арийские племена Центральной Азии мигрировали вслед за урало-алтайцами на Ближний Восток и в Египет и ассимилировали их верования и магические обычаи[5].
Древние греки и римляне усвоили и передали древнесемитские и древнеегипетские магические знания народам Северной Европы. Древнеримская и древнегреческая магия представляет сбой набор формул и заклинаний, происхождение которых можно установить без особого труда.
Значительно сложнее проследить взаимосвязь между магическим искусством Египта и соседних с ним стран. Есть, однако, предположения (ниже мы остановимся на них подробнее), что чудотворцы из долины Нила испытали африканское и южно-аравийкое влияние.
С появлением таких относительно молодых религиозных систем, как буддизм, христианство и ислам, древние магические культы подверглись печально известной «девальвации». Доисторические божества превратились в низших демонов, а сами жрецы ушли «в подполье»:
«Одну религию сменяет другая, и тем самым пополняется арсенал средств, с помощью которых человек пытается преодолеть свою ограниченность и обрести сверхъестественные способности, пытается превозмочь свою слабость и приоткрыть завесу будущего. То, что раньше считалось тайными обрядами официальной религии, становится запрещённым магическим культом. Старые боги превращаются в злых духов: так ведические девы, или божества, вырождаются в дэвов, или демонов Авесты, так древнеиудейский культ быка становится в глазах пророков обыкновенным “идолопоклонством”, так отцы церкви низводят богов Древней Греции и Древнего Рима до уровня бесов»[6].
Иногда новые религии относились терпимо к древним магическим обычаям и даже включали их в свою систему. Возможно, представители более древних культов действительно обладали тайным знанием и сверхъестественной силой, которую человечество могло поставить себе на службу? Или, быть может, магические предрассудки настолько глубоко укоренились в сознании людей, что единственный способ управлять ими заключался в том, чтобы «пустить» их по «узаконенным» каналам?
Иерархические религии, как правило, ассимилируют глубокую народную веру в талисманы и заклинания. У жителей Южного Судана и других представителей негроидной расы магические представления тесно переплетены с христианскими догмами; лишь в исключительных случаях христианский Бог полностью вытесняет местных демонов и духов. Довольно часто чудеса, приписываемые древним колдунам, «переносили» на более позднее время и приспосабливали к новой системе верований. Науке известно множество примеров такого психологического «смешения», которые получили исчерпывающее объяснение в трудах антропологов.