В целом же нужно сказать, что не существует никаких жестких ограничений на технологию рунического «гадания», — то, что именно вы делаете, во многом должно определяться вашими собственными склонностями и требованиями конкретной ситуации. Тем не менее можно порекомендовать испробовать разные техники и, накопив некоторый опыт, выбрать ту (или те) из них, которые приносят лучшие результаты или просто кажутся вам более подходящими.
Аналогичное отсутствие стандартов имеет место быть и в отношении «гадательных» значений рун. Говоря вообще, и мантическое, собственно магическое содержание рун является лишь отражением тех сил, или тех архетипов, что стоят за рунами. Поэтому лучший способ чтения того, что говорят выпавшие руны, — это напрямую ассоциировать их силу с ситуацией или состоянием дела, о котором задан вопрос. Это, однако, не просто (хотя в древности это было почти единственным способом). В наше время существуют «рафинированные» описания мантического значения рун, предназначенные специально для гадательных практик. Использование таких описаний несколько принижает само значение Рунемала, но зато — как мы уже говорили — позволяет уже на начальной стадии освоения рунического Искусства «войти» в живую работу с рунами — и это неплохо.
Наиболее известным из таких описаний мантических значений рун является, несомненно, система Ральфа Блюма, описанная в его «Книге Рун»
[9]. Многие авторы укоряют Блюма в «своеволии», которое тот допускает при создании своего оракула, однако, на наш взгляд, эти упреки напрасны. Действительно, Блюм нередко отступает от классических «значений» рун. Однако созданная им система в целом отличается и работоспособностью (что подтверждается, в том числе, успехом его книг), и внутренней стройностью — необходимым условием истинно магической системы. Мантическую систему Блюма учитывают многие позднейшие разработки, совокупность которых образует сейчас некий своего рода «канон» рунической мантики, к формированию которого приложили, в том числе, руку такие авторы, как Найджелл Пенник, Антон Платов, Het Monster, Эдред Торссон. Можно, разумеется, спорить об исторической достоверности этого «канона», однако — в любом случае — он оказывается вполне пригодным для первого знакомства с мантикой рун и их магическим содержанием. Более того, этот сформировавшийся к настоящему моменту «канон» представляется нам актуальной и полезной ступенью на пути освоения рунического Искусства. Посему, оставляя в стороне споры о его историчности, мы приводим здесь мантическое значение рун старшего Футарка, принятое большинством современных «пользователей».
Руны даются в стандартном ряду
[10]; слова, следующие за собственными именами рун и выделенные курсивом, являются не переводами имен, но ключами к содержанию рун в данной системе. Система различает прямое и перевернутое положения рун. Как правило, значения рун в двух этих положениях взаимно дополняют друг друга, являясь взаимосвязанными противоположностями (день-ночь, например); при этом в большинстве случаев прямое значение ключевого слова (см.
тему 5 этой части курса) относится к прямому положению руны, с обратным же положением руны связывается отрицание ключевого слова. Трактовки значений обозначаются символами «Av» для прямого и «Rev» для перевернутого положений.
Еще раз подчеркнем, что данный «мантический канон» является отнюдь не беспочвенным «новоделом», но — магической реконструкцией содержания рун в одном из их аспектов.
Итак: