Другой взгляд на жизненное семя содержится в работах выдающегося каббалиста и поэта Карлоса Суареса. Эзотерическая каббалистическая традиция берет свое начало в Древнем Египте. Он подчеркивает, что развитие воли для сохранения семени идентично развитию своего собственного «я»: «…человек, одаренный своим «я» (которое, хотя и статично по своей природе, но дает приют живому семени), должен бороться против центробежного сексуального движения, которое стремится завести его в бездну женщины и преодолевать его… Его ум должен править и не давать увести себя с правильной дороги».
Здесь Суарес намекает на ту дегенеративную роль, которую играет женщина в ее бессознательном соблазнении мужчины на отдачу своего семени. Она получает очень небольшую пользу от его огромной потери, поскольку, как правило, не обладает йогическим искусством усвоения ее. Женщина является бездонным горшком для мужчины, который непрерывно отдает ей свое семя, хотя она и может пытаться скомпенсировать эти потери своей почти неисчерпаемой женской энергией и любовью.
Эта глава могла бы быть для полноты расширена включением в нее описаний различного рода посвящений. Имеется много работ различных учителей, в которых они описывают свои ощущения силы семени, преобразованной жизненным теплом. В Библии говорится, что, когда Моисей бродил по пустыне сорок лет, он испытывал переживание «змеиного огня». Поскольку Библия также утверждает, что «Моисей обучался египтянами всем их таинствам», то кажется вероятным, что этот огонь относится к трансмутации вверх его физических энергий. Конечным критерием в этих вопросах является телесное переживание некоторых тонких сфер.
Различия между даосизмом и тантрой
На Западе основы тантры из Индии и Тибета привлекли в последние годы широкое внимание, особенно среди тех ищущих, кто интересуется преобразованием своих сексуальных побуждений в свой духовный рост. Принципы, лежащие в основе тантры, почти идентичны принципам даосизма. Оба эти направления стараются примирить противоположности жизни, символизируемые мужским и женским началом, и оба принимают любой момент или любое переживание в жизни как начальную точку для духовного роста и как конечную точку для прозрения истины.
Кейт Даумен, западный ученый, практикующий тибетский тантрический буддизм, вкратце так излагает это: «Снимите с (тантрической) йоги ее вуалирующую терминологию, и останется простая техника медитации: стимулируйте желание, а затем используйте его как объект для медитации, и оно превратится в осознанность – поле Пустоты и чистого Удовольствия». Даос согласился бы с этим, он мог бы только сказать эту фразу по-другому: «В каждый момент существует только ПустотаИнь, принимающая ПолнотуЯн». Это вечный брак мужчины и женщины, духа и материи, неба и земли.