Ещё один момент, который следует учесть, это то, что в своих расчётах человеку часто не удаётся правильно различать между хорошими и плохими следствиями. Средний человек считает смерть — для себя или для своих друзей — величайшим из всех зол, однако во многих случаях карма даёт её как награду. На самом деле, это вряд ли вообще зло или наказание — это лишь случай, что-то вроде хода в игре, который обязательно должен делаться через некоторое время, хотя доступный всегда в качестве временного решения трудной позиции, если это представляется желаемым. Редко этот случай хоть как-то приближается к той важности, которую обычно ему приписывают.
За нами стоит огромная масса накопленной энергии обоих видов — желательной и нежелательной, и трудно представить какой-либо мыслимый "инцидент", который не подходил бы в качестве выражения какой-то части этого бесконечного разнообразия. Потому кораблекрушение или финансовый крах неразборчивы, поскольку этого и не требуется — в массе кармы обычного человека всегда найдётся что-то, что может быть отработано таким способом. В редких случаях, когда в карме какого-нибудь человека действительно ничего такого не остаётся, человек не может пострадать, и происходит "чудесное спасение", как это обычно называют.
Ничто не может быть более абсурдным, чем идея о том, что мы можем предпринять что-то такое, что может предотвратить исполнение кармы.
[2]Например, если ребёнок родился в условиях, где с ним жестоко обращаются, то несомненно, всё это происходит в соответствии с его прежней кармой, но если какое-то доброе вмешательство избавит его от демонов в человеческой форме, мучивших его, то это тоже будет в соответствии с кармой. Будь это не так, благонамеренные попытки спасти его не удались бы, что, как мы знаем, часто и происходит. Наш очевидный долг — делать всё возможное и предлагать любую помощь, что в наших силах; а опасаться, что тем мы вмешиваемся в работу великих кармических божеств, вовсе не надо, поскольку что бы мы ни предприняли, они непременно смогут исполнить своё дело с абсолютной точностью.
Карма кажется вам безжалостной? Если такое прилагательное вообще приложимо к действию законов природы, то полагаю, что мы можем допустить, что это так, в точности как применимо это и к закону тяготения. Если ребёнок соскользнёт с края пропасти, то вне зависимости от того, как бы ни были печальны эти обстоятельства, он скорей всего упадёт на дно точно так же, как и более взрослый и ответственный человек. Если человек схватится за раскалённую железку, он одинаково обожжётся независимо от того, зачем он за неё взялся и знал ли он, что она горячая, или нет. И всё же мы вряд-ли подумаем, что железка или пропасть безжалостны, или станем ругать закон тяготения или передачи тепла. Разве в случае кармы не приложима та же самая идея?
Метод кармы
Вряд ли можно передать в словах, как предстаёт взгляду ясновидящего на высших планах действие закона кармы. Это похоже на то, как будто действия человека выстроили клетки или каналы, наполненные энергией, а работа закона эволюции может достигать его путём действия на них. Это выглядит так, что вокруг него действуют все виды сил, но влиять на него они могут, лишь действуя через эти энергии, которые он сам запустил в движение. Он постоянно увеличивает количество этих клеток или каналов энергии, тем постоянно изменяя свою доступность для сил. Когда карма встречается с этими калейдоскопическими изменениями, проявляется её чудесная и просто немыслимая приспособляемость и многосторонность — несмотря на них, она производит свою работу, точно выполняя свою задачу.