С другой стороны, посмотрим на мир глазами человека, который видит лишь материю, находящуюся в жидком состоянии.
Он видел бы океан, но без побережья. Он видел бы облака, но не осознавал тех ландшафтов, над которыми они проплывают. Глядя на стакан с водой, он не видел бы этого сосуда и не мог понять, почему вода сохраняет такую форму.
И вот два этих человека стоят рядом, и каждый описывает мир таким, каким он его видит, не представляя, как можно увидеть что-то другое. Причем каждый из них уверен, что иного типа зрения, кроме его собственного, не может быть, а потому любого, утверждающего, что он видит мир по-другому, он считает фантазером или обманщиком.
Мы можем посмеяться над неверием этих гипотетических исследователей. Но и обычному человеку трудно понять, что в сравнении с тем, что вообще можно увидеть, его зрительная способность гораздо более ограничена, чем способность любого из тех двух людей, о которых мы говорили.
Кроме того, человек склонен утверждать, будто те, кто способен увидеть немного больше, чем он сам, просто наделены более богатым воображением. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок состоит в том, что мы считаем границу нашего восприятия пределом возможного восприятия. Но научно доказано, что вибрации, которые мы можем видеть или слышать, являются лишь малой частью всех возможных вибраций. В этом нет сомнения.
Ясновидящий — это просто человек, который развил в себе способность воспринимать из фантастического количества всевозможных вибраций на октаву больше, чем остальные. Поэтому он получил возможность воспринимать этот мир немного лучше людей с ограниченным восприятием.
Глава IV
ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
Если взглянуть на рис. 1, мы увидим диаграммы уровней Природы и названия, которые употребляются для обозначения соответствующих носителей, или тел, человека. Заметим, что термины теософической литературы, принятые для высших уровней, заимствованы из санскрита, ибо в западной философии нет подходящих терминов для миров из более тонкой материи. Каждое из этих названий имеет свое значение, хотя в случае высших уровней они лишь подчеркивают, как мало мы знаем об этих состояниях материи.
"Нирвана" — это слово, которое на Востоке издавна используется для обозначения высшего духовного постижения. Прийти к нирване — значит подняться над человечеством, приобрести мир и блаженство, превышающее то, что мы можем понять. Ученик, постигающий её величественную трансцендентальность, оставляет за собой всё земное. В связи с этим некоторые европейские ориенталисты вначале заблуждались, считая, что речь идет о полной аннигиляции человека — эта идея полностью противоположна истине. Приобрести совершенную способность пользоваться возвышенным сознанием, войти в это высшее духовное состояние — значит постичь цель человеческой эволюции для этого эона, или периода, стать адептом, стать больше, чем человек. Преобладающая часть человечества достигнет этой ступени лишь после нескольких циклов эволюции, но одна часть душ с твердой волей, не остановившаяся перед трудностями, можно сказать, завоюет "Царствие небесное" и гораздо раньше обретет эту великую награду.