И даже сейчас, причём среди тех, кто уже поднялся над подобными предрассудками, всё ещё существует много непонимания. То, что слово «оккультизм» происходит от латинского occultus, скрытый, должно бы сразу объяснить им, что это наука о скрытом, но часто они презрительно считают это чушью и непрактичным занятием, связанным с толкованием снов, предсказанием судьбы, истерией, некромантией, поисками эликсира жизни и философского камня. Те исследователи, которые вроде бы должны знать лучше, говорят так, как будто скрытая сторона вещей скрывается намеренно, и её знание, которое должно быть достоянием людей, специально удерживается из-за каприза или эгоизма немногих. Факт же состоит в том, что ничто не скрывается от нас, да и не может быть скрыто ничем, кроме наших собственных ограничений, и для каждого человека по мере его развития мир становится всё шире и шире, поскольку он смог увидеть всё больше и больше из его великолепия и красоты.
В качестве возражения вышесказанному могут привести тот известный факт, что при каждом из великих посвящений, отмечающих продвижение неофита по пути высшего прогресса, ему передаются определённые знания. Это совершенно верно, но знания даются ему лишь потому, что он развился до той точки, когда он может их усвоить. Они скрываются от обычных людей не в большей мере, чем знания о конических сечениях скрываются от ребёнка, который всё ещё борется с таблицей умножения. Когда же он достигнет уровня, на котором сможет понимать квадратные уравнения, учитель будет готов объяснить ему соответствующие правила. Точно таким же образом, когда человек сделал себя годным к получению сведений, даваемых при определённом посвящении, он в них и посвящается. И единственный путь достичь способности впитать эти высшие знания — это постараться понять наши нынешние условия и разумно направлять свою жизнь с учётом выявленных фактов.
Оккультизм как раз и есть изучение скрытой стороны природы, или, скорее, изучение природы во всей еёцелостности, а не только лишь той её малой части, что попадает под исследования современной науки. На нынешней стадии нашего развития значительно б`ольшая часть природы остаётся совершенно неизвестной большинству представителей рода человеческого, поскольку они не раскрыли даже малой доли способностей, которыми обладают. Потому обычный человек основывает свою философию (если она у него вообще есть) на совершенно неадекватных принципах, его действия находятся более или менее в соответствии лишь с теми немногими законами природы, которые ему известны, а потому и его теория жизни, и его ежедневная практика неизбежно оказываются неправильными. Оккультист же принимает более всесторонний взгляд — он учитывает те силы высших миров, действие которых скрыто от материалиста, и ведёт свою жизнь в соответствии с полным кодексом законов природы, а не по случайным и отрывочным кратким выпискам из него.
Человеку, не знающему ничего об оккультном, трудно осознать, как велики, как серьёзны и всеобъемлющи его собственные ограничения. Единственным способом дать этому адекватный символ будет представить форму сознания, ещё более ограниченную, чем наша собственная, и подумать, в каких отношениях она будет отличаться от нашей. Представьте, что было бы возможно сознание, способное воспринимать лишь твёрдую материю, а жидкая и газообразная формы материи для него бы не существовали — точно так же, как не существуют эфирные, астральные и ментальные формы для обычного человека. Мы легко увидим, что для такого сознания всякое адекватное представление о мире, в котором мы живём, было бы невозможно. Это сознание постоянно обнаруживало бы, что твёрдая материя, которая только им и воспринимается, постоянно претерпевает серьёзные изменения, о которых никакой рациональной теории составить нельзя.