Материалистически ориентированные психотерапевты, вероятно, сочли бы этого пациента просто страдающим параноидальным бредом, но этот чисто диагностический ярлык ничем или почти ничем не помогает в понимании подлинной природы и причин такого рода расстройств. Поэтому представляется полезным рассмотреть возможность более глубокой интерпретации иллюзорной убежденности этого человека.
Внутреннее переживание духовной Самости и ее теснейшей связи с личной самостью дает субъективное чувство расширения, универсальности, и убежденность в своей причастности божественной природе. В религиозных традициях и духовных учениях любой эпохи можно найти многочисленные свидетельства по этому вопросу — и некоторые из них выражены довольно смело. Так, в Библии ясно говорится: “Я сказал, что вы суть боги; и все вы сыны Высшего”. Св. Августин провозглашает: “Когда душа любит что-либо, она становится подобной этому; если она возлюбит земные вещи, она сама станет земной, но если возлюбит она Бога, разве не станет она Богом?” Наиболее сильное выражение тождества человеческого духа, в его чистой и подлинной сущности, с Высшим Духом содержится в центральных положениях философии Веданты: “Tat Tvam Asi”(“Ты есть То”) и “Aham evam param Brachman” (“Воистину я — Высший Брахман”).
Как бы ни представлять себе соотношение между индивидуальной самостью, или “я”, и Универсальной Самостью, — считать ли их похожими или непохожими, отдельными или едиными, — важнее всего ясно признавать, в теории и в практике, разницу между Самостью в ее сущностной природе — тем, что было названо “Источником”, “Центром”, “глубочайшим Существом” и “Вершиной” нас самих — и малой самостью, или “я”, обычно отождествляемым с обыкновенной личностью, которую мы в норме осознаем.
[3]Игнорирование этого жизненно важного различия приводит к абсурдным и опасным последствиям.
Это различение дает ключ к пониманию психического состояния вышеупомянутого пациента и других крайних форм самоэкзальтации и самовозвеличивания. Фатальная ошибка всех, кто стал жертвой подобных иллюзий, состоит в приписывании своейличнойсамости, или “я”, качеств Трансперсональной, или Высшей, Самости. С философской точки зрения это смешение относительной и абсолютной истины, эмпирического и трансцендентного уровней реальности. Примеры такого заблуждения не так уж редки среди людей, ослепленных сиянием истины, которая слишком величественна, чтобы их ум мог ее постичь, или энергии, которая слишком мощна, чтобы их личность могла ее ассимилировать. Читатель, без сомнения, может сам обнаружить примеры такого самообмана, глядя на многочисленных фанатических последователей различных культов.
Ясно, что в такой ситуации попытка спорить с человеком или высмеивать его заблуждение будет в лучшем случае пустой тратой времени и вызовет лишь протест и негодование. Гораздо лучше проявить симпатию и, принимая предельную истину его убеждения, указать на природу его ошибки и помочь ему научиться проводить необходимые различия между уровнями.