* * *
Максим вошел под темный свод пещеры и, сделав несколько ша-гов вперед, остановился, настраивая зрение на окружившую его со всех сторон тьму. Он был здесь два раза. Первый раз с Айруком. Второй раз его брал сюда Араскан. Вход в пещеру белел уже где-то далеко позади. Максим шел по узкому коридору, освещая дорогу небольшим, но достаточно мощным фонарем. Вот здесь поворот на-право. Здесь коридор раздваивается. Память услужливо подсказы-вает направление – левая ниша. Максим уверенно идет вперед. Арас-кан настойчиво добивался, чтобы он запомнил дорогу, видимо, уже тогда тайшин предвидел возможный вариант их будущего. Максим вышел в огромный зал. Здесь тьму рассеивал слабый свет, неизвест-но каким образом проникающий вглубь горы.
Максим увидел Арку издалека – черное отверстие в гранитной стене. Вход в Никуда, в Неизвестное, На Ту Сторону Дня… Айрук говорил, что это один из Входов, и он ведет в другую вселенную, в другое измерение. Араскан говорил, что это – Двери, которые скры-вают тайный подземный ход, ведущий к целой системе ходов и пе-щер, расположенных под землей. Еще он говорил, что через эти Две-ри можно попасть в Храм Сумерек.
Максим смотрел на Арку, и в гулком пространстве подземного зала снова звучали слова обоих Исситов. Это опять разговорилась неуго-монная память.
– Эти ходы сделаны в глубокой древности. Им несколько десятков тысяч лет.
– Как далеко они ведут?
– Очень далеко. По земным меркам – на много сотен километров.
– Ого, да ведь это целая подземная страна!
– Так и есть. Но о ней невозможно рассуждать, пользуясь привычными аналогиями, в том числе и метрическими. Там, под землей, пространство и время совсем другие чем поверхности планеты. Там все не так, как мы привыкли себе представлять. Ты можешь войти здесь, а через час выйти на поверхность где-нибудь по ту сторону горной гряды, раскинувшейся на много километров вокруг. Поэтому пользоваться этими путями может не каждый. Для этого необходи-мо долго готовить себя.
– Что это значит?
– Это значит, что только специально обученный человек может без вреда для себя войти в эти Двери, а потом выйти из них. За ними расположена иная реальность, и окутывает эти чужие пространства тончайшая энергетическая сеть, которая разделяет два мира, дна раз-ных уровня внимания. Если человек попробует пройти сквозь эту сеть, он подвергнется давлению колоссальной силы, которая не толь-ко вышибет его внимание из привычного месторасположения, но и двинет его глубоко в "тело Шамана". Поэтому маневр это доступен только тем, кто может выдержать подобное давление, и кто может управлять своим вниманием в процессе данного сдвига. Для обыч-ного человека – это стопроцентное сумасшествие. Этот фактор и является, в общем, естественной преградой на пути случайных искате-лей кладов и приключений. Найти Арку не так уж сложно. Более того, я знаю, что здесь уже бывали люди. Экспедиции сюда стали гораздо более реальным предприятием с появлением вертолетов. Но даже если Арку обнаруживают и, принимая ее за обычную смежную пещеру, пытаются проникнуть в нее, результат оказывается одним и тем же – Неизвестное отторгает чужаков. Попробуй сам. Прислу-шайся к своим ощущениям и попробуй войти в нее.
Адучи вопросительно смотрит на Араскана, именно он привел его сюда опять, спустя год после первого посещения этого места с Исситом Айруком.
– Иди, иди, – Чадоев кивает на чернеющий провал входа и Адучи осторожно приближается к заветному отверстию, именуемому тайшинами Аркой. В прошлый раз Айрук накачал его Такташем, и Аду-чи ничего не помнил, кроме причудливых видений и мерцания раз-ноцветных огней, напоминающих флуоресцентное конфетти, пада-ющее сверху. Теперь он должен был войти в Арку сам, без посторон-ней помощи.