Насколько тесно взаимосвязаны стресс и поедание кондитерских изделий, указывает тот факт, что в США после террористического акта 11 сентября 2001 года потребление сладкого возросло во много раз. Голландский социальный психолог Дирк Сместерс воспользовался этими данными, чтобы проверить влияние известий о смерти на потребление кондитерской продукции. Он поставил перед испытуемыми чашку с кексами. Некоторым из них перед этим показали несколько клипов с новостями, где показывали погибших людей, либо попросили написать истории о смерти. Те, кто испытал стресс при упоминании о смерти, часто брали сладкое, причем, чем меньше у них было чувства самоуважения, тем сильнее был выражен этот рефлекс. «Остается только надеяться, — по словам мистера Сместерса, — что производители продуктов питания не начнут показывать свою рекламу чипсов сразу после телевизионных новостей». Женщины в первую очередь склонны к сладкому утешению. На это есть много причин. Например, как правило, у женщин слабо выражено чувство собственного достоинства, что, как мы узнали выше, усиливает желание полакомиться вкусненьким. Кроме этого, их в детстве часто и больше утешают сладким, чем мужчин. Они регулярно получают шоколадки или сладости, когда плачут или просто грустят. В отличие от мальчиков, которые сладкое получают преимущественно в качестве награды за какой-нибудь хороший поступок, например, пятерку по математике или за то, что помыл свою тарелку. Девочки, таким образом, запоминают, что сладкое — это то, что помогает преодолеть плохое настроение, поэтому и во взрослой жизни, когда становится грустно, прибегают к верному средству. Не зря кризисы в личных отношениях с женской стороны выливаются в оргии из шоколада, тортов и пудингов.
Но это еще не все. Исследовательская группа университета Глазго выяснила, что женщины после потребления большого объема сахара не отказываются от полноценного обеда и не уменьшают порции. Сладкое и жирное пирожное на полдник никак не влияет на то, чтобы вечером еще раз плотно покушать. Этот факт ясно показывает, что их естественный контроль аппетита вероятно уже вышло из-под контроля.
И вечно мясо нас манит
Сладкое мало утешает мужчин. Сильный пол предпочитает мясо и жирную еду. Они редко испытывают огромное желание съесть шоколад или другие сладости, им по вкусу свиная ножка или большой кусок сыра. По статистике мужчины употребляют мясо в среднем на 20 % больше, чем женщины. Принимая во внимание их психическое здоровье, их «утешение мясом» аналогично употреблению сладкого у женщин. «Тот, кто не очень любит есть сладкое, может добиться душевной гармонии с помощью жира», — утверждает нейробиолог Гютер.
Такое положение вещей можно объяснить тем, что большое потребление жиров позволяет повысить уровень свободных жирных кислот в крови. Тот, кто ест свиную ножку, способствует появлению большого количества триптофана. А если его будет много, он сможет попасть в клетки мозга, минуя гематоэнцефалический барьер и запустить там выработку серотонина. В конце концов, происходит то же самое, что и в случае с сахаром: уровень серотонина повышается, следовательно, настроение улучшается, но ненадолго. Чтобы восстановить настроение, через час-два придется снова съесть что-нибудь богатое жирами или сладкое. Не только хорошее настроение, но и чувство сытости после жирной еды длится недолго. Причина в том, что жир хорошо откладывается на боках, но плохо насыщает. Мюнхенский врач-диетолог Волькер Шусдзиарра давал двум испытуемым группам мужчин бутерброды, причем одной группе с ливерной колбасой, другой — с ливерной колбасой и маслом. Мужчины должны были есть до тех пор, пока не почувствуют себя сытыми. Результат: обе группы съели одинаковое количество бутербродов — но мужчины из группы, где дополнительно хлеб был намазан маслом, получили, естественно, намного больше калорий.
Остается признать, что мужчины, как и женщины, тоже получают хорошее настроение от сладкого. Но они выбирают его реже, потому что еще в юные годы преждевременно приучались к мясу. Это прочно связано с мифом о том, что во время еды человеку переходит сила животного, мясо которого он ест, а сила нужна, по традиционному представлению, прежде всего мужчине.
Венский исследователь мотивов человеческого поведения Елена Кармазина объясняет мужскую любовь к мясу так: «кровавый кусок мяса подчеркивает превосходство человека над природой, которую он подчинил себе». Чтобы это понять, нужно представить, как должен был себя чувствовать мужчина каменного века, когда ему, наконец-то, удалось стать успешным охотником. Тогда он впервые обнаружил, что благодаря своему интеллекту и техническому прогрессу ему стало легче убивать. Это дало ему чувство власти.