И вот вы на все лады клянете своего коллегу – разумеется, мысленно. Вы с негодованием припоминаете его былые грехи, которые оправдывают ваше нынешнее состояние; продумываете текст письма, где наконец выплеснете накопившиеся претензии. Вы еще не добрались до офиса, но в мыслях уже отправили письмо боссу. Вылезая из машины, вы взвинчены до такой степени, что уже в одном шаге от убийства. Вот и готова ходячая модель рассерженного человека! А началось-то все с одной-единственной мысли. Кажется, что в такие моменты попросту невозможно мыслить за пределами своих ощущений – именно поэтому нам так трудно измениться.
Результатом циклической связи мозга и тела является предсказуемость наших реакций на подобные ситуации. Мы создаем паттерны привычных мыслей и чувств, неосознанно совершаем действия и увязаем во всем этом. Такова биохимия нашего поведения.
Разум и тело: кто кого контролирует?
Так почему же так сложно меняться?
Допустим, вашей маме очень нравилось страдать, и, наблюдая за ней долгое время, вы подсознательно усвоили, что такое поведение позволяло ей добиваться своих целей. Допустим также, что в вашей жизни были тяжелые ситуации, в которых вам пришлось пострадать. Воспоминания об этом до сих пор вызывают эмоциональную реакцию, направленную на конкретного человека в определенной точке времени и пространства. Вы довольно часто думали о прошлом, и почему-то воспоминания приходят очень легко, будто сами собой. А теперь представьте, что на протяжении 20 лет ваши мысли и чувства были постоянно пронизаны страданием.
На самом деле вам даже больше не нужно думать о том событии, чтобы воссоздать чувство. Кажется, вы просто не способны думать или действовать в отрыве от привычного ощущения. Хронические мысли и чувства, связанные с теми и другими перипетиями, заставили вас заучить эмоцию страдания. Жалость к себе и ощущение жертвенности отбрасывают тень на всю вашу жизнь, на все мысли о себе. Постоянное прокручивание одних и тех же мыслей и чувств в течение 20 лет привело к тому, что тело «вспоминает» о страдании без усилий с вашей стороны. Теперь страдание в порядке вещей – оно естественно. Вы и есть страдание. А когда вы пытаетесь что-то изменить, такое чувство, что дорога поворачивает вспять, и вы снова и снова возвращаетесь к привычному Я.
Большинство людей не догадываются, что любые мысли об эмоционально заряженном событии активируют ту же последовательность нейронов, что и при самом событии. Мозг программируется на прошлое, причем нейронные связи постоянно укрепляются, образуя все более прочную нейронную сеть. Кроме того, под воздействием мыслей в мозгу и в теле образуются те же вещества (в различных концентрациях), что и при реальном событии. А эти вещества способствуют тому, что тело еще прочнее запоминает эмоцию. Химический эффект повторяющихся мыслей и чувств, а также активация и укрепление одних и тех же нейронных связей обрекают разум и тело на ограниченный набор программ.
Мы способны снова и снова переживать события – до нескольких тысяч раз в течение жизни. Именно неосознанное повторение (воздействие которого сопоставимо с воздействием разума, если не превосходит его) заставляет тело запоминать различные эмоциональные состояния. А когда тело помнит что-либо лучше, чем разум, – иными словами, когда телостановитсяразумом, – формируется то, что мы называемпривычкой.