«Как учить снова… тому, чему нас учили верно, а мы заучивали неверно тысячи и тысячи раз на протяжении тысячелетий человеческой благоразумной глупости. В этом трудная предельная задача героя… Как передать людям, настаивающим на исключительности свидетельств своих чувств, послание всепорождающей пустоты?»
Каквам обсуждать свою новую точку зрения с людьми, все еще ограниченными своими собственными идеями о жизни?Очень осторожно.Проблема общения — один из самых коварных аспектов возвращения после духовного кризиса. Мы встречали слишком многих людей, пытавшихся рассказывать о своих переживаниях и прозрениях другим, которые не были готовы слушать такие вещи — которые никогда не соприкасались с этими сферами и, вероятно, стремились защитить привычный им способ понимания себя и мира.
Чтобы вы ни говорили таким людям, они пропускают это мимо ушей. Они просто не могут или не будут слушать. Или они могут реагировать так, что это принесет вам вред. Работодатели, коллеги, друзья и члены семьи могут ощущать в ваших рассказах угрозу и уклоняться от общения или оказывать активное противодействие. Специалисты с ограниченным пониманием вашего процесса могут ставить вам патологический диагноз и рекомендовать лечение, неблагоприятное для вашего дальнейшего развития.
Есть хороший способ различать тех, кто может реагировать отрицательно, и тех, кого серьезно интересует ваше преобразование. Весьма возможно, что даже если вы не будете ни о чем рассказывать, люди заметят в вас какую-либо внешнюю перемену. Ваши глаза могут выглядеть ясными и блестящими, лицо — сиящим, и вы можете быть полны новым возбуждением или покоем. Кто-нибудь может воскликнуть: «Ты выглядишь просто великолепно!» и спросить: «Что с тобой произошло?» Прежде чем сразу рассказывать этому человеку о своих глубинных переживаниях, спросите его, готов ли он уделить некоторое время тому, чтобы поговорить об этом.
Этот простой вопрос позволяет выделить тех, кто испытывает подлинный интерес. Если в ответ на ваш вопрос человек отвечает: «Да, конечно», и быстро переходит на какую-нибудь другую тему, вы можете не сомневаться в том, что его интерес носит поверхностный характер. С другой стороны, если ваш знакомый отвечает: «Да, когда мы можем это сделать? Я хочу знать все», то он, скорее всего, настроен серьезно. И даже тогда вам нужно, рассказывая свою историю, учиться быть чутким к собеседнику и сообщать ему только о тех подробностях и прозрениях, которые он хочет узнать. Вы всегда можете рассказать больше в последующих беседах
В духовных традициях существуют разные точки зрения на то, следует ли людям рассказывать о своем внутреннем путешествии. Некоторые школы считают, что сила переживаний уменьшается, когда о них рассказывают, и что такие обсуждения могут вести к развитию таких нежелательных черт, как гордыня и самодовольство. Многие из состояний, в любом случае, невыразимы, и даже самым красноречивым мистикам было трудно облечь их в слова. Вероятно, вы обнаружите, что совершенно невозможно удовлетворительно передать что-то столь неуловимое и преходящее, как ошеломляющий опыт смерти или ощущения растворения в бесконечности космоса.