Моя особая благодарность тем, кто сыграл ключевую роль в разработке психоделической терапии для раковых больных: Эрику Касту, Валентине Павловне Уоссон, Сидни Коэну и в особенности Олдосу и Лоре Хаксли. В своей книге «Этот вечный миг» Лора дает невероятное описание своей жизни с Олдосом, в том числе приводит его размышления о работе с умирающими людьми и описывает волнующий момент его собственной смерти, преображенный благодаря ЛСД, который она ввела ему по его просьбе. Я глубоко благодарен Лоре за то, что она позволила включить избранные отрывки из столь важного документа в эту книгу в качестве приложения.
Это книга не была бы написана, если бы не опыт и наблюдения, полученные мной в тот период моей жизни, когда я был врачом и научным сотрудником, а затем возглавлял психиатрические исследования в Мэрилендском центре психиатрических исследований в Кейтонвилле, штат Мэриленд, где мне посчастливилось принять участие в эксперименте Спринг Гроув — последней в США официальной исследовательской программе в области психоделической терапии. На протяжении этих лет мы провели несколько крупных контролируемых исследований, объектами которых выступили группы пациентов-невротиков, алкоголиков и наркоманов. Также в целях обучения мы вводили психотропные препараты профессиональным психиатрам и осуществили программу психоделической терапии для раковых больных (эта программа довольно подробно описывается в данной книге).
Изначально я прибыл в Соединенные Штаты с годичным визитом, который превратился в постоянное изгнание после ввода советских войск в Чехословакию. Персонал Спринг Гроув с любовью принял меня в свою исследовательскую команду и распахнул передо мной двери своих домов. Семь лет я провел в Балтиморе, в окружении друзей и единомышленников, в по-человечески благодатной и профессионально стимулирующей атмосфере. Это незабываемый период в моей жизни и источник множества чудесных воспоминаний. Исследования, которые мы проводили все вместе в Мэрилендском центре психиатрических исследований, используя психоделическую терапию для лечения раковых больных, — один из основных источников информации для этой книги. Я испытываю огромнейшую благодарность к этим удивительным людям.
Сэнфорд Ангер был основным творцом и главным теоретиком исследовательского проекта Спринг Гроув и различных контролируемых исследований, осуществлявшихся в его рамках. В первые годы моего пребывания в Балтиморе Сэнди, его жена Ив и две их маленькие дочки стали моей второй семьей. Энтузиазм, энергия и преданность Уолтера Панке своему делу были жизненно необходимы для претворения в жизнь психотерапевтической программы с применением ЛСД и ДПФ для раковых больных. Его познания в медицине, психологии и религии, вкупе с его удивительными личными качествами, сделали его идеальным кандидатом на роль руководителя исследований в области применения психоделической терапии с умирающими. Сам Уолтер трагически погиб в июле 1971 года, так и не увидев завершения всех своих проектов. Уильям Ричардс сыграл важную роль в исследованиях ЛСД- и ДПФ-терапии и как теоретик, и как терапевт.