Наука вполне справедливо отмечает, что первые столетия после Рождества Христова не оставили для нас никаких изобразительных свидетельств о внешности Иисуса Христа. Ученые ссылаются на то, что Библия категорически запрещает делать «изображения всего того, что есть на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли» (Исход, 20:4; Левит, 26:1) . Это требование, по мнению науки, строго соблюдалось членами первоначального христианства, которое состояло из ревностных приверженцев Библии, иудеев.
В Средние века многие никак не желали поверить в то, что ничего не было известно о внешности Иисуса Христа. Было, было известно. В книгеМ. Хитрова «Подлинный лик Спасителя» приводится письмо императору Тиберию от некоего проконсула Палестины Публия Лентулы. В этом письме описывается внешний вид Иисуса Христа: «Этот человек многосторонне одарен. Имя его — Иисус. У него прекрасное и благородное лицо, гармоническое строение тела. Его волосы — цвета вина, прямые, но ниже ушей в завитках, и блестящие. Лоб — прямой и чистый. От лица его исходит сила и спокойствие... Линии носа и рта — безупречны. У него густая борода и такого же цвета, как и волос на голове. У него голубые и лучезарные глаза»[4].
Наука справедливо отметит, что ей очень хорошо известна чиновничья иерархия эпохи Тиберия в Палестине. И в этой иерархии никак не обнаруживается такой чиновник, как проконсул Палестины Публий Лентула. Еще в XV столетии Лоренцо Валла установил, что так называемое «Письмо Лентула» — апокриф не древнее XII столетия. С этим вердиктом науки невозможно не согласиться, но в XII веке в Турине еще не было плащаницы, и некто, прикрывающийся именем Публия Лентула, не мог увидеть ее и «придумать» внешность Христа. То же описание, что данов послании, очень напоминает «милицейский фоторобот», совпадающийс...изображением человека на плащанице. Так что, скорее всего, апокрифы все же опираются на не дошедшие до нас древние изображения.
Так были ли такие изображения Христа?
По свидетельству Лампридия, у императора Александра Севера (222-235) в божнице рядом со статуями мудрецов древности стояла статуя... Иисуса Христа. А в IV веке историк Евсевий видел в Кесарии Филипповой памятник, который поставила женщина, исцеленная Христом (Матфей, 9:20). «Это была бронзовая скульптурная группа, состоявшая из двух фигур: самой женщины и красиво облеченного в двойную мантию человека, простирающего к ней руку», — пишет в восьмом томе своей «Церковной истории» Евсевий[5].
В катакомбах святого Калликста существовала удивительная фреска. В XVII веке ее скопировал первый исследователь христианских древностей Антонио Бозио. На потолке катакомб в медальоне можно было увидеть лицо человека с длинными волосами и бородой. Фреска датировалась II веком нашей эры.
Наука как бы раздваивается в своих суждениях. Иногда она берется утверждать, что иконописный Иисус — человек не от мира сего. А потом заявляет, что образ Иисуса Христа начали писать с прекраснейшего лицом и распутнейшего в истории католической церкви кардинала Цезаря Борджиа, сына папы Александра VI (1492-1503). Такой Христос — подделка, как и плащаница, говорит наука.
Но как быть с тем, что на плащанице Христа удалось обнаружить некоторые специфические детали, доказывающие, что изображение на ней повлияло на художников и иконописцевдопоявления плащаницы в Лирее? Француз Поль Виньон заявлял в 1902 году, что некоторые черты человека с плащаницы совпадают с образами Иисуса, датируемыми византийским периодом. Эти черты получили в науке название «знаки Виньона».