Следующий мой шаг был вполне логичен: я попросил вспомнить, не находили ли в Киеве в большом количестве странные ретрансляторы. И пара человек действительно сообщила мне, что для обеспечения бесперебойной сотовой связи при массовых скоплениях народа были установлены многочисленные дополнительные ретрансляторы, которые после победы «оранжевой революции» успешно демонтировали.
Следовательно, можно считать вполне вероятным, что департамент «П» занимается операциями «психологической войны» — прямым воздействием на психику населения. А это уже гораздо серьезнее, чем любая «Катрина».
«Иракский ребус» разгадан!
Теперь я наконец мог воссоздать вероятную картину того, что произошло в Ираке в 2003 году. Ожидая столкнуться с серьезным сопротивлением, американские военные заранее подготовились к ведению «психологической войны». В страну были различными путями доставлены сотни (если не тысячи) ретрансляторов, которые расположили в местах массового скопления людей, в первую очередь — военных. Часть этих приборов обнаружили иракские спецслужбы, но большинство остались скрытыми. Это неудивительно — если судить по сохранившимся фрагментарным описаниям, размеры ретранслятора не столь уж и велики.
Когда операция «Шок и трепет» началась, к побережью Персидского залива подошел крейсер «Висконсин». Он начал излучать некие волны, которые ретрансляторы усиливали. Они напрямую воздействовали на сознание людей. Очевидно, для их действия потребовалось некоторое время, и поначалу сопротивление оказалось ожесточенным. А может, янки просто не смогли сразу настроить свою аппаратуру. В любом случае, когда действие излучателя начало сказываться, иракскую армию и население охватила странная апатия и раздражение против действующей власти. Воздействие оказалось настолько сильным, что иракцы, словно зачарованные, практически без сопротивления позволили американцам захватить ключевые пункты их обороны и даже взять столицу. Лишь немногие, наиболее фанатичные или наиболее нечувствительные от природы, продолжали сопротивление. Но их сил было слишком мало.
Но как только «Висконсин» ушел от берегов Ирака (а произошло это через месяц после завершения операции), иракцы начали «просыпаться» от чар. Я не могу даже примерно воспроизвести эмоции, которые они испытали при этом. Кто-то предпочел смириться с новой властью, но многие развернули партизанское движение. Именно поэтому «уставшие от диктатуры» и «стремившиеся к демократии» иракцы вдруг после победы этой самой «демократии» начали взрывать танки и ронять вертолеты «освободителей». Американцы в Ираке сегодня напоминают охотника из русской поговорки, который поймал медведя и в результате не может ни одолеть его, ни отпустить.
Но реально ли подобное воздействие на психику? Быть может, я действительно увлекаюсь бредовыми фантазиями? Окончательно мои сомнения на этот счет развеял Жерар, который однажды пришел в офис с какой-то книгой.
— А наш пропавший друг, оказывается, был крупным научным светилом! — бросил он с порога.
— Неудивительно, раз он возглавлял огромный исследовательский институт, — ответил я. — Что это у тебя за книженция?
— Его работа, переведенная на английский язык и изданная в Торонто. Посвящена поведению животных. Посмотри с 130-ю страницу, — сказал Жерар, передавая мне книгу.