В октябре 1907 года мишенью был избран третий по величине на рынке США игрок — банк Knickerbocker Trust. Были распущены слухи о его финансовых проблемах, и толпы американцев дружно ринулись в подразделения банка, чтобы забрать свои вклады. Руководство банка-жертвы обратилось к самому богатому и влиятельному банкиру тех лет Джону Пирпонту Моргану с просьбой о займе, но тот отказал. Хотя и находился в дружеских отношениях с руководством злосчастного банка. Слухи об отказе Моргана только усилили панику. Когда у банка закончились все наличные деньги, он закрылся и перестал выплачивать вклады. Тогда началась уже повсеместная паника — вызволять свои деньги бросились и вкладчики других банков. Спустя сутки кризис достиг Нью-Йоркской фондовой биржи. Банки и другие финансовые организации банкротились один за другим. Никаких предпосылок к подобному краху на рынке не было не то что за неделю до этих событий — даже накануне во всех этих банках все было совершенно спокойно и шло своим чередом.
Спустя несколько дней Джон Пирпонт Морган «спас американскую экономику», выдав банкам большие кредиты для стабилизации ситуации. Однако не забыл и о себе — под шумок и очень даже недорого приобрел одну уже почти обанкротившуюся крупную промышленную компанию. Однако это было сделано так, между дедом. Главная цель — убедить общество и власти в возможности резких, непредсказуемых и плохо управляемых финансовых кризисов — была достигнута.
К середине лета 1908 года кризис пошел на убыль, а промышленность и банки — на подъем. Президент США Вудро Вильсон в одной из своих речей произнес ключевые слова:
Всех наших проблем можно было бы избежать, если бы мы назначили специальный комитет из нескольких государственных мужей, таких как мистер Морган, чтобы решать проблемы нашей страны.
Довольно корявая фраза, не так ли? В духе Джорджа Буша-младшего. Однако она была сказана и поставила финальную точку в возможных спорах о том, нужна ли Америке Федеральная резервная система. Специальная комиссия, созданная из друзей и коллег Джей Пи Моргана, постановила: необходима финансовая структура, которая занималась бы финансовым регулированием и предотвращением кризисов.
Это была гнусная ложь: ФРС была создана и проведена через сенат не для того, чтобы противодействовать кризисам, а, наоборот, чтобы быстро организовывать их в нужный момент.
Если этих доказательств нам вдруг покажется мало, то откроем книгу конгрессмена Чарльза Линдберга, который в свое время был ярым противником создания ФРС. Книга называется «Экономические тиски» и была издана в 1921 году, еще до Великой депрессии. Что мы там прочтем?
Федеральная резервная система в силах создать любой экономический кризис, причем очень простым способом. Во-первых, она безостановочно печатает деньги — чем больше, тем лучше. Во-вторых, создает кредитный ажиотаж: чем больше берется кредитов, тем лучше. И наконец, в-третьих, она резко сокращает количество денег в обороте и требует все кредиты обратно.
Готово дело — кризис! Даже самый отпетый скептик сможет увидеть, как все это предшествовало кризису в наши дни. Кризис не произошел сам по себе. Его кто-то создал. В очередной раз провернул гигантскую аферу — холодно, расчетливо и жестоко. Аферу, продолжающуюся уже почти сотню лет. Кто-то очень терпеливый. Кто этот «кто-то» и зачем ему все это было нужно?
Секта свободных менеджеров
В тот раз мне повезло, и ниточка, за которую я ухватился, не оказалась оборванной. Мне удалось выйти на Секту свободных менеджеров, с которыми общался покойный экономист Энтони Станковски. Со Вторым магистром секты я встретился буквально в другой части света — в Сиэтле, куда я прилетел по его неожиданному приглашению.