Мы живем во время, о котором можно сказать, что каждый о всяком вопросе бытия имеет свое особое мнение. Не только ученые вообще, но даже и естествоиспытатели не сходятся во взглядах между собой. Они стараются все больше наставить вопросов, все и вся подвергают все большему сомнению, так что скоро сам человек обратится в вопросительный знак. Маутнер говорит: все современные вопросы решаются таким же количеством «да», как и «нет». За всем, что доказано, следует опровержение. Эта софистика вторглась даже в науку. Но ничто так не доходит до абсурда, ничто так не противоречиво в людских и научных мнениях, как понимание сущности болезни. Я не могу больше молчать о своем опыте. Но делиться им я буду с теми, кто хочет слушать правду, с теми, кто испытает ее на себе и кто не будет спрашивать — кто возвещает ее и не противоречит ли она мнению большинства. Уже раньше в «Vegetarische Warte» я писал о том, как я и мой первый ученик нарочно отправились в малярийную местность Италии, где и стали ждать появления у нас лихорадки. Мы нарочно спали на воздухе в местах, зараженных малярией, и делали самые утомительные путешествия. Всем колониальным управлениям Европы и Америки я предлагал ознакомить каждого с моим методом достижения абсолютной невосприимчивости к лихорадке. Теперь же я утверждаю, что я невосприимчив и к холере даже при питании незрелыми фруктами, и невосприимчивость эту приобретет всякий, кто начнет жить по моему учению.
Существует две категории больных людей. Одни желают как можно скорее поправиться. При постоянном переходе от «работы» к увеселениям у них нет времени хворать. Поэтому они сейчас же бросаются к пилюлям и микстурам, сыворотке и туберкулину, к йоду, ртути, препаратам Эрлиха и, действительно, достигают на некоторое время «улучшения». Но тем самым основательное излечение становится все более невозможным, а потому и развязка наступает скорее. С этим, однако, люди считаются, и впредь не требуют большего. Современная медицина просто отвечает запросам времени. Она старается на скорую руку сделать человека здоровым; это, так сказать, «медицинское чудотворение», и у нас нет никакого основания оспаривать её заслуги с этой точки зрения. Она вполне отвечает своему назначению и удовлетворяет спрос, конечно, более чем когда-либо раньше.
Другие больные, — их называют часто «глупыми, отсталыми», на самом деле внимательные к себе, прямые и жизнеспособные люди, — хотят устранить причины болезней, которым часто не придают большого значения, хотят зло вырвать с корнем. Кто желает вступить на этот путь и сделаться снова совершенно здоровым, тот должен с энергией и твердостью взяться за дело и быть готовым на жертвы. Он сам тут бyдет для себя и ответственным врачом и советником, ему надо будет лишь указать направление и путь. Это я и имею в виду сделать в настоящем труде.
Между этими двумя крайностями стоит естественный метод лечения, который, однако, часто играет плачевную роль. Он хотя и преследует цель излечения людей, но она не достигается, так как главная причина болезни — «хорошо поесть» не устраняется. На самом же деле быть излеченным естественным способом можно лишь, если жить согласно правилу, которое природа предписывает животному царству: поститься и не есть ничего «искусственного», т. е. вареного, другими словами питаться исключительно фруктами и растительностью. Не следует, однако, скрывать, что отдельные средства естественного лечения, как, например, разумное применение воздуха и воды (ванны), могут содействовать успеху поста.
Как нужно поститься, какие кушанья следует избегать, об этом речь впереди, — индивидуальность каждого должна приниматься во внимание.
Если медицина пренебрегает открытием профана, то она сама себя осуждает. Разве настоящие науки — естественные и технические — печалились о том, что их изобретатели были профанами? Ведь смеялись и насмехались над Франклином, Гальвани, над Эдисоном и Цепеллином, а потом признали и преклонились перед гением «профана». Медицинская школа, между прочим, часто говорит своим слушателям о перевороте, сделанном Присницем, замалчивает, однако, что Присниц был профаном.
Я не занимаю ни определенно враждебной позиции в области естественного метода лечения, не иду по течению современного шарлатанства. Нужно, однако, показать, как часто безграничное шарлатанство идет под флагом «природа». Моя же позиция и доказательства здесь — совершенно исключительные.
I. Главная причина всех болезней
«Вы истинный благодетель человечества!